Инфракрасная фотография и работа с тоном

Рубрика: Фотография

Еще одна заметка про ИК фотографию.  Вроде Ансель Адамс сказал, что нужно прожить с пейзажем три дня чтобы его снять. Он не уточнил почему, но каждому пейзажисту с многолетним опытом очевидно, что это не потому что нужно ждать погоды (не только поэтому). Все дело в «слиянии с природой», лучше кратко и не скажешь, хотя само выражение уже давно обросло пошловатым избитым контекстом. 

Снимать ИК без надежды на выкраску в лубок тяжело. Лубок – это когда просто, ярко, медийно и удовлетворяет невзыскательному вкусу несвязанного с изобразительными искусствами человека. Если говорить об ИК, то это и есть всем известная ИК фотография, т.е. такая, которой ее все и мыслят. А именно – белая\розовая зелень плюс выкрашенное небо. Примерно так (автора этого снимка найти не удалось, страница уже не существует):

ИК фотография изначально по своей сути черно-белая и цвета там быть не может, поскольку ИК диапазон сам по себе лежит за областью тех волн, которые мы называем цветом. Любой цвет в ИК фотографии результат либо некачественного подхода (дешевые фильтры, пропускающие цвет или съемка на не инфракрасную камеру с ИК фильтром, в результате чего сохраняется часть спектрального волнового диапазона), либо выкраски. Первое – баловство, к ИК имеющее очень отдаленное отношение, просто порча фотографии в большинстве случаев. Второе – вышеупомянутый лубок и кич. Право быть под солнцем конечно же имеет, это тоже красиво. Но человеку озабоченному художественными достоинствами своих работ необходимо иметь это обстоятельство в виду.


Кстати вот пример некачественного подхода (photo by Steve Castle).

Судя по смазу на ветвях, имеет место длинная выдержка, а это означает что съемка велась не на ИК камеру, а на обычную, с прикрученным ИК фильтром. Что удлиняет выдержку во много раз.

Почему снимать в «честном» ИК тяжело? Потому что перераспределения констрастов и тонов очень необычно. Наложения планов работают не так как ожидаешь. Акценты меняются. Я уже писал об этом в вышеупомянутой заметке, когда показывал вот эту фотографию 

В цвете это был совершенно однородный массив зелени-веток без каких либо надежд на фотографию. Даже обработка не помогла бы превратить кашу в  осмысленное распределение пятен и тонов. А в ИК прозвучало и даже неплохо.

Еще одна фотография, которую никак не удавалось снять в цвете, несмотря на то что я приезжал на этом место много раз в разное время суток и в разную погоду, а в ИК картинка начинает работать.

В результате нужно полностью менять наработанное годами видение (ведь видение это, помимо знаний по композиции, не что иное как наработанные пары «вижу-получаю» в восприятии акцентов, контрастов, планов. Поэтому, как мне кажется, ИК сессии нужно проводить отдельно от обычных пленеров, все-таки нужна определенная настройка даже если у вас большой опыт съемок. Ну а тем кто впервые начинает подходить к ИК съемке и вовсе нужно сосредоточится на этом вопросе на продолжительное время, на много съемок подряд.

Основная работа в ИК фотографии — это работа с тоном. И вот несколько советов для того, чтобы начать работать с пятном в этом диапазоне.

— Забудьте о зрении. Оно и так то обманывает, а применительно к ИК практически бесполезно. Ищите картинку методом проб и ошибок

— Ищите ярко освещенные травинки для переднего плана

— Лучше снимать при ярком солнце

— Старайтесь работать крупными массами

— Ищите лужайки с кружевной тенью для переднего плана

— Используйте боковой свет (качество при переделке камеры в ИК падает и восстановить потерянную детализацию можно только используя преимущества бокового света)

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора. 

Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082

Фото-туры: http://photo-tur.ru/

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok

   

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.