Рисование деревьев: паттерны трех тонов

Рубрика: Теория искусства

В продолжение предыдущей темы об изучении паттернов при рисовании деревьев (обязательно к прочтению перед этой заметкой).  Напомню, вкратце, речь шла о том, что совсем не обязательно рисовать каждый листочек, если хочешь изобразить дерево. 

Но перед рисующим встает серьезный вопрос: а что тогда рисовать? Если не листочки, то что? Пятна? Но как эти пятна располагать? Нельзя же просто так тыкать кистью в лист бумаги. Или можно? Получится ли дерево в результате такого ненаучного тыка? Нет, не получится. Получится жуткая мазня лишь по форме и по расположению на листе отдаленно намекающая зрителю, что она хотела бы быть деревом.

Ну примерно так

Многие воскликнут на этом моменте, «постойте, отличное дерево! Я так не умею, художник – молодец!». Как бы да, он молодец но лишь потому что вы пока так не умеете. На самом деле ирония в том что наша психика настолько удивительно креативна, что создает в нашем воображении образ реальности даже из очень далеких от реальности объектов. Т.е. любая мазня будет восприниматься как дерево т.к. наш мозг дорисовывает его в своем воображении и вы об этом даже не знаете. И сейчас не знаете, хотя и услышали об этом. Процесс очень хитрый и тонкий, именно поэтому мы видим в облаках и пятнах штукатурки лица и объекты.

Но дело в том, что этим то и отличается (в частности) искусство от творчества. Творчество – пожалуйста, наляпайте краски и будет красиво. Но искусство, плохое или хорошее, – здесь уже должна быть связь с реальностью. Понятно что мы говорим о реалистическом фигуративном искусстве, понятно что кубизм и дадаизм, к примеру, ничего никому не должны. Хотя и в кубизме успех во многом зависит от реалистичности изображения плоскостей, а для этого таки нужна связь с реальностью . Да, может связь эта быть стилизованная, как, к примеру, у Штульце (см. предыдущую заметку), но она должна быть и чем больше этих связей - тем убедительнее даже стилизованное изображение.

И это возможно только при воспроизведении в процессе наляпывания законов, по которым живут пятна в реальной жизни. Т.е. мы опять приходим к необходимости изучения паттернов.

Но как же тогда случай с Рафаэлем и тряпкой? Когда Рафаэля спросили почему он не рисует пейзажи, он ответил что ему не интересно рисовать то, что можно нарисовать тряпкой. При этом он якобы бросил тряпку с краской и на холсте появилось дерево.

Выходит можно не изучать законы а все же ляпать? Или Рафаэль был гениальным бросателем тряпок, по ночам тренировавшим это цирковое искусство? 

Вовсе нет. Трюк здесь в том, что структура мятой тряпки представляет собой фрактал, как и структура паттерна, образующего дерево. Да, при определенных условиях (определенный размер, удаленность дерева на картине, определенный стиль изображения, цвет и т.п.) можно бросить тряпку об холст и получить очень правдоподобное дерево. Если в упомянутом анекдоте это произошло именно так – то могло получится не просто правдоподобное, а ошеломляющее дерево. К примеру такое

А что, скажете не похоже? А вот Левитан так не считает. Очень убедительное и реалистичное дерево. 

И заметьте, запросто ведь можно было такое броском тряпки. 

Однако, при кажущейся простоте, если же вы сейчас начнете бросать тряпки об холсты, то не учтя множества факторов скорее всего вы получите просто пятно. Да, там можно будет разглядеть дерево (как в любом пятне штукатурки можно разглядеть чего угодно), но это будут игры разума, а случай с Рафаэлем восхищает нас воображаемой гениальностью созданного на холсте после броска пятна. 

Так вот. Я клоню к тому, что изучать изучать и еще раз изучать законы построения всего на свете. 

В этот момент, когда я рассказываю такие вещи на лекциях, обычно врываются хейтеры, которые начинают язвительно поминать Моцарта и Сальери и всякие там изучения и говорить о том что настоящие гении такой фигней не занимаются. 

Об этом я уже говорил: 

http://vladimirmalevin.livejournal.com/6223.html
http://vladimirmalevin.livejournal.com/1958.html
http://vladimirmalevin.livejournal.com/5083.html
http://vladimirmalevin.livejournal.com/3920.html

Ну а если еще не убедил, то приведу цитату великого Караччи, который прочитав трактат Леонардо о живописи воскликнул «Почему я не прочел этого раньше! Этот текст заменил бы мне 20 лет опыта»

Так что хейтеры идут лесом. Эмпирический путь для школьников, да и то зачатки теории изобразительного они получают несмотря на все успешные усилия мира по уничтожению нашей, некогда великой системы образования в области изобразительных искусств.

А мы продолжим мерить линейками невпихуемое. Итак, после затянувшегося лирического отсупления продолжаю исследовать паттерны в деле изучения рисования деревьев. Еще одна оговорка: профессиональные уже художники с успехом рисуют деревья именно по правилам и канонам, которые я и пытаюсь вывести и изучить. Только они об этом не знают. Они постигли эти каноны и правила усердно штудируя натуру.

Посмотрите как рисует дерево Игорь Сахаров.

https://www.youtube.com/watch?v=t39qlUYTS1w

Но в его мастер классах нет рассуждений о паттернах. Так тоже можно. Хотите – вперед, десяток лет рисования деревьев и у вас получится так же (может быть). Или читайте ниже. Лет пять-семь я вам сэкономлю.

Собственно сегодня о трех китах всего ИЗО – три тона. Кто рисует тот знает, что все делится на черное белое и серое и это неспроста. Кто изучал композицию на моем курсе, тот знает, что это же и ключ к созданию эффектных композиций в фотографии. Я собираюсь взять этот принцип и, смешав его с пониманием паттернов ни много ни мало – «изобрести» реалистичный способ рисования деревьев. 

Для начала выясняется, что каждый тон нужно рисовать отдельным паттерном. И они несколько отличаются друг от друга. 

Паттерн светлого. Он же силуэт. Имеет фрактальную структуру. Имеет четкое разделение на три паттерна глубины по отношению к краю – краевой, промежуточный и паттерн центрального массива (см предыдущую статью)

Вот какое дерево я нарисовал акварелью просто следуя этим простым принципам:

Но пока мы воспроизвели только паттерн светлого тона, состоящий в свою очередь из трех краевых паттернов, описанных ранее. Еще раз обращаю внимание на то, что каждый листик не срисовывался. Происходило достаточно произвольное "наляпывание", однако с учетом особенностей построения краевых паттернов, что как видно привело к достаточно реалистичным результатам в плане построения силуэта. Неплохо, но пока еще недостаточно реалистично, нужен объем. И он невозможен без, минимум, трех тонов. Поэтому двигаемся дальше, исследуем как же нарисовать недостающие паттерны среднего и темного тонов.

Паттерн среднего тона отличается. Та же фрактальная структура, то же усиление к центру по краевым паттернам, но более рваный характер. Плюс, наличествует инверсиваная прорисовка листьев. Также, отсутствие на краях дерева (логично, там листья на просвет, там больше света). Обратите внимание на два вида ветвей – светлые и темные. Это очень важно для реализма при отсутствии деталей. Еще одно отличие – больший дребезг и усиление к низу дерева. 

Этот паттерн сделан уже на компьютере с помощью выделения только одного среднего тона.

Нужно понимать, что предыдущий, акварельный паттерн светлого тона не совпадет с этим, среднего тона при попытке их наложения, поскольку как вы видите, в реальном дереве гораздо больше листьев, т.е. меньше модуль проработки. В исследовательских целях не было смысла тратить в несколько раз больше времени на создание такого старого дерева, поэтому модуль листа был выбран крупнее (ну тупо чтобы меньше тыкать кистью) а дерево получилось моложе. Также учтите, что я называю этот паттерн паттерном среднего тона, но внимательный читатель обратил внимание, что по тону он идентичен предыдущему. Ничего страшного — при рисовании можно выбирать любую тональность, ведь в наши задачи сейчас входит исследование характера и структуры паттерна.

Необходимо думать при рисовании и о положении ветвей – средний паттерн любит жить внизу ветвей, ближе к центру ствола он плотнее (вот почему, в частности, не прокатывает и не приводит к серьезному изображению просто натыкивание как в следующем примере мастер-класса рисования дерева, взятого с просторов интернета

Дело здесь  в том, что любые изменения паттерна должны иметь под собой живую основу. Автор этих изображений единственное что учитывает из реальной жизни паттернов — это усиление плотности паттерна темного и среднего тонов к низу кроны (логично, там же тень). Но этого единственного критерия хватает лишь, как вы видите, для того чтобы создать детский, хотя и довольно милый рисунок дерева.

Наша же задача — убедительное, реалистичное искусство. Да, возможно декоративное и возможно даже детско-иллюстративное, но с пониманием сути. 

Наконец, темный паттерн. Естественно он живет внутри среднего тона. Естественно тяготеет к ветвям стволу и низу дерева, нижним частям ветевй. Еще одно наблюдение – в процентном отношении его сильно меньше.


В результате представляю вашему вниманию цель моего исследования: нарисованный фрагмент дерева методом паттернов. Серый, темный и черный маркеры.

Тут же дерево, полученое из фотографии компьютерным способом. 

Да, компьютер сам умеет выделять паттерны по тонам. Только делает он это не так как нужно художнику, иначе давно бы фильтры типа таких уволили бы всех художников


И еще одно дерево с тремя паттернами, нарисованное акварелью

Также отмечу что задача была не рисовать реалистичное дерево а проверить свою теорию «паттерного рисования». Конечно допущены некоторые неточности и в размере модуля листа (который не должен отличаться) и в количестве мелкого модуля темного паттерна (нужно больше и дольше). Но за час времени — вполе меня удовлетворивший результат, который показал что метод годный и в случае работы над серьезной картиной даст очень убедительные результаты. Конечно же покажу после первых же испытаний в большой основательной работе.

Надеюсь очевидно, что метод паттерного рисования работает. Он быстр. Он позволяет создавать убедительные деревья. При желании можно дорабатывать изображение двигаясь в сторону увеличения количества тональностей вплоть до гиперреализма.

Если вы новичок в рисовании, присылайте свои деревья, нарисованные по этому принципу мне на почту, будет интересно посмотреть и будет о чем пообщаться.

Если вы фотограф – задумайтесь, а ведь в этом кроются большие возможности по обработке изображений ;) На курсе по художественной обработке мы занимаемся подобными вещами, но, несмотря на художественные основы, все же уклон идет в сторону именно компьютерного инструментария – как в фотошопе сделать подобное, а на такие подробности описания самой сути как в этой заметке времени не хватает. Поэтому не лишним будет перед обработкой все таки попытаться вникнуть в принципы художественного конструирования.

Если вы художник и давно рисуете деревья, то вы отметите, что всегда и делали это по похожему принципу. Надеюсь эта заметка в таком случае помогла вам увидеть новые закономерности в распределении тональностей и осмыслении паттернов.

  

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора. 

Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082

Фото-туры: http://photo-tur.ru/

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.