5 критериев хорошего преподавателя

Рубрика: Образование

Куда пойти учится рисунку, живописи и фотографии (современным пластическим искусствам)? Школ очень много. Совет: идите не «в школу»,  а «на преподавателя». Выбирайте школу по этому принципу. 

Ну а как выбрать преподавателя? Наш администратор в Суриковском, старый еврей говорил так «Уважаемый, походите по газным пгеподавателям. Нужно чтобы он подошел вам, чтобы он был как лично ваш. Пгеподаватель он как гинеколог или зубной вгач. Его нужно выбигать с пгистгастием. Это так же вегно как то, что я стоять сейчас пегед вами».

С годами я понял что он был прав. Так что если вы просто доверитесь своей интуиции и перебрав большое количество подберете себе человека, который сможет на вашей волне давать вам то что нужно именно вам, - это тоже метод. Но есть ли какие-то признаки хорошего преподавателя? Думаю что есть.

1. Хороший преподаватель может объяснить ВСЁ. 

А если он не найдет объяснения на слишком сложный неожиданный вопрос – он не успокоится пока не найдет ответ. Потому что сказать просто «я не знаю» перед учеником не позволит профессиональная гордость.

К примеру. Я прошел много преподавателей по рисунку. И только редкие из них могли отвечать на вопросы. Но ни один не ответил связанно и вразумительно на самый простой вопрос. В рисунке есть аксиома, передающаяся как мантра «белое в тени чернее черного на свету». Так надо делать и все. Но вопрос «а почему» ставит всех в ступор. А между тем ответ на этот вопрос растет из самой сути рисунка и не знать ответ на него, - означает признаться в собственной профнепригодности в деле обучения этому мастерству. Задайте этот вопрос своему будущему преподавателю. Если он не ответит – ищите следующего.

2. Хороший преподаватель вдумчив. 

Это просто как аксиома.

3. Программа. 

У хорошего преподавателя вопрос «а мы будем по программе заниматься или как» не вызывает реакции неожиданности. У него либо есть программа, либо он может ее сделать под ваши задачи.

4. Он имеет педагогическое образование или изучает этот предмет самостоятельно. 

Потому что учить других – это наука. Знать самому вовсе не означает знать как передать другому. Скорее даже чаще наоборот – слишком серьезные знания мешают человеку без педобразования, они дистанцируют, он уже забыл какие проблемы волновали его на стадии обучения и сейчас ему многое кажется очевидным, поэтому он рассказывает то, что ему кажется интересным. А что ему интересно сейчас – то китайская грамота для начинающего. Одна ученица на занятиях по фотошопу рассказала мне о том, как преподает наш общий знакомый преподаватель. Когда к нему кто-то подходит с простым вопросом, он имеет обыкновение прежде чем снизойти до ответа закатывать глаза и со стоном причитать «Ну Боже, как этого можно не понимать?!». Стоит ли говорить что у такого преподавателя учиться страшно, постоянно чувствуешь себя идиотом, комплексы усугубляются и естественно все предпочитают помалкивать а не спрашивать непонятное. 

Исходя из всего этого можно сказать следующее. Если у вашего преподавателя нет педагогического образования – то чем хуже его профессиональный уровень тем для вас лучше. Слишком большой мастер без понимания тонкостей педпроцесса далек от народа. Лучше уж пусть учит тот, кто на шаг впереди вас. У него еще свежа ваша личная боль и это поможет передать знания без специальных навыков и науки.

А вот теперь, пожалуй, самый важный критерий, связанный с предыдущим: 

5. Хороший преподаватель научился тому, чему собирается вас учить во взрослом возрасте.

Потому что в детстве все дается само и не понимаешь как оно вошло в тебя. Во взрослом состоянии каждая упавшая капля знаний на жаждушую почву – драгоценность. Поэтому она запоминается и не забывается.

Как я уже говорил в этой статье http://vladimirmalevin.livejournal.com/7604.html миф о непостижимости не просто силен, он мешает многим учится, поскольку вместо вразумительного объяснения как нужно делать у преподавателя есть прекрасная общая отговорка «это только с опытом».

Очень удобно скажу я вам как преподаватель, не надо включать мозг, не надо ничего исследовать, не надо ставить перед учеником задачи и разрабатывать учебные планы, не надо планировать последовательность уроков согласно иерархии знаний, да вообще ничего не надо. Солдат спит – служба идет.

- Вот тут посветлее штриховать надо. 

- Почему? 

- Потому что надо. Это не объяснимо, я так вижу. С опытом вы все поймете. 




- Вот в этой фотографии у вас композиция неуравновешенная 

- Почему?

- Ну как вам сказать, я с моим опытом это чувствую, а вам еще надо видение наработать



- Нельзя рисовать с фотографии

- Почему?

- Да потому что нас так учили



- Нельзя использовать ластик

- Почему?

- Потому что Леонардо да Винчи его не использовал и прекрасно рисовал, а ластик испортил я считаю современное рисование, ученики стали полагаться на него и хуже рисовать (о том что и Леонардо и даже более ранние художники правили работы мякишем хлеба преподаватель не знал)



- Нельзя так валить фотографию

- Почему? У … завалено и все ок

- Ему можно а вам нельзя. У вас другой случай

- Какой другой? Когда можно а когда нельзя?

- Это приходит с опытом



Уже более 30 лет в совокупности я чему-то постоянно учусь у разных преподавателей и в разных школах. И 15 из них учу сам. Поэтому я вам точно могу сказать, один из главных критерев грамотного преподавателя как я уже и сказал выше  – он может объяснить ВСЕ. Именно в этом и состоит талант педагога, делать непонятное понятным и переводить из абстрактного и непознаваемого в разделяемое, формализованное, дробное. А в основе такого перевода – всегда математика.

В годы моего обучения в МАХУ 1905 года и Суриковском я постоянно что-то пытался измерить, что-то логически вывести относительно штриха, относительно тона, краски и так далее. Преподаватели посмеивались, а девочки-студенточки со священным трепетом косились «чей то там этот сумасшедший опять вымеряет пока мы спокойно рисуем». О своих измерениях я буду еще писать, спустя годы очевидно что они привели только к отличным результатам и гораздо более быстрым чем обычный путь «вымучивания» учебных работ. 

В частности, я использовал шкалу серого для измерения тона в своих работах и анализа тона в работах великих мастеров. Шкала создана по мотивам исследований великого педагога прошлого Й. Иттена, именно он разработал ее, цветовой круг и вообще все цветоведение.

Однако, как показывает вся практика, весь педагогический великий опыт прошлого, измерения ведут к более успешному обучению.  Вот и выяснилось что сам Энгр использовал серую шкалу: http://vladimirmalevin.livejournal.com/7604.html, про Леонардо Да Винчи с его математикой можно и не вспоминать, старые мастера рисовали чуть ли не по композиционной сетке (усложненный вариант сетки третей), великий педагог Чистяков (из его учеников в частности: Репин, Серов, Поленов, Врубель, Васнецов и т.д.) утверждал что рисунок – задача аналитическая и т.д. и т.п., великий педагог Иттен декларировал что четкие знание не нужны только если вы творите красоту с ходу и без них (а кто может похвастать таким?). 

Подытожим. Найти «своего» преподавателя – уже наполовину научится. Это большая работа – оценка, анализ, выбор, общение. А вот волшебной пилюли не существует, хотя именно их усиленно продают сегодняшние коммерсанты в сфере обучения. Ищите не коммерцию, не фабрику стрижки овец, а настоящее, кустарное, сделанное с душой. На сегодня все.


  

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора. 

Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082

Фото-туры: http://photo-tur.ru/

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.