Categories:

Образ и художественная фотография

  

  

Рубрика: Композиция 

Представляю на правах рекламы вашему вниманию очередную статью об образе, художественности, реализме и идеализации. Каждого фотографа волнует вопрос: как сделать свою фотографию художественной. Есть множество критериев художественности. Это и референсы и критерии создания образа 

и пластические задачи (такие как осознанное управление тоном теней и их соотношением с тоном фона) и психологические (гештальт). Обо всем об этом мы говорим на курсах «Композиция» и «Фотохудожник». Сегодня я хотел бы поделится с вами еще одним ключом к достижению художественности. 

Посмотрите на выявленную британскими учеными зависимость силы эмоционального отклика на изображение персонажа от степени его реализма.

 Забавно, не правда ли? Казалось бы, один шаг остался до полного реализма, однако именно тут степень эмоциональной вовлеченности (или самоидентификации, важнейшей драматургической единицы) не просто падает, а обрушивается вниз до нуля!

Мне думается, что это происходит вследствие того, что человек, видящий перед собой абсолютно, во всех деталях реального персонажа, но чувствующий все же фальшь так тонко, как технологии еще не успели научится воспроизводить микронюансы, воспринимает ситуацию как обман и его психика отказывается идентифицироваться с фальшью. В ситуации же когда обман нарочитый, наши внутренние механизмы пропускают образ и разрешают идентификацию, поскольку срабатывает установка «да, это обман, но нам его показывают честно, не прячут фигу в кармане а выкладывают ее как есть открыто, позволим же себя обмануть поскольку опасности нет, обман добровольный, а быть обманутым по собственной воле – дело приятное».

А теперь подумайте, что делает в большинстве случаев современный фотограф, снимающий персонажа (создающий образ)? Сначала он имеет real person, но с помощью манипуляций с макияжем, светом и фотошопом, уничтожая те жизненные детали, которые и делают реального персонажа он создает гомункула. 

Для того, чтобы из реального человека вышел художественный образ мы должны, согласно изложенному в этой статье http://vladimirmalevin.livejournal.com/1104.html избавить его от всех черт реальности, наделив чертами идеальности. Но для этого нужно перейти ту грань, на которой черты реальности уже сброшены, но черты идеальности не найдены. Эта грань и становится водоразделом, отделяющим многочисленные попытки творчества от настоящего образного выражения.

Вот почему у Тима Уолкера мы верим в персонажей им создаваемых

а у безымянного творческого фотографа этого не получается:

"Кукла-убийца"
По мнению авторов "образа", это - сатир

Возникает резонный вопрос, почему же эту черту так трудно перешагнуть? Ведь разглаживая кожу, вычищая фон, применяя частотное разложение к фактурам фотограф как раз стремится в сторону идеализации, а это значит что это стремление должно рано или поздно достигнуть той точки графика, где изображен Мистер Инкредибл. Однако этого не происходит. Почему - ответ прост. 

Все дело в том, что все фотографические методы достижения идеальности не что иное как заимствованные фрагментарно из художественных практик способы создания образности. Однако вот применяются они уже в отрыве от главных художественных идей и принципов их породивших. 

Происходит девальвация исконной значимости. К примеру, изначально ритуал поклонения в первобытных обществах имел самое важное значение. Склоняясь перед оппонентом человек обнажал спину и шею для удара мечом, выказывая тем самым почтение и уважение, бесконечное доверие и подчинение, готовность умереть и следовать воле. Затем, с течением времени поклон стал меньше, перетек в форму приветствия, однако не терял своего значения. В пояс кланялись родителям. Земные поклоны остались для царя и Бога. Другим людям достались небольшие поклоны, и поскольку Богу до земли, а родителям до пояса, то логика подсказала, что степень поклона выражает признание некоего статуса. Вот и кланялись тем ниже чем выше почтение. Наконец, в эпоху просвещения и модернизации поклон и вовсе деградировал до еле заметного кивка, а то и вовсе лишь намечался движением ресниц. Люди уже забыли зачем кланялись изначально и стали использовать поклон как выражение простого приветствия, демонстрацию своей значимости или утонченности. Наконец в сегодняшнюю страшную эпоху Кали-Юга, в век цинизма и бес-контрольной власти Мамоны поклоны и вовсе упразднены за ненадобностью. Лишние телодвижения. Хорошо бы еще и обедать и в туалет ходить не надо было – воткнуть шланги в соответствующие отверстия и останется еще больше времени на то чтобы красить воображаемые заборы.

— А как одежда отражает социальный статус?
Пора было показать, что я тоже владею дискурсом.
 — Вообще-то во все эпохи действует один и тот же простой принцип, — сказал я, — который называется «industrial exemption». Одежда демонстрирует, что человек освобожден от тяжелого унизительного труда. Например, длинные рукава, спадающие ниже пальцев. Типа «Lady Greensleeves» — знаешь песню?
Она кивнула.
 — Понятно, — продолжал я, — что дама, которая носит такую одежду, не будет мыть кастрюли или кормить свиней. Сюда же относятся кружева, которые окружают кисти рук, нежнейшая обувь на каблуке или с загнутым носом, различные подчеркнуто нефункциональные детали костюма — панталоны буфф, гульфики, всякие излишества. Ну а сегодня это просто, э-э-э… дорогая одежда, подобранная со вкусом. Такая, по которой видно, что человек не занимается окраской заборов.
 — С теорией правильно, — сказала Гера. — Ошибка с практикой. Твоя офисная униформа вовсе не показывает, что ты освобожден от унизительного труда по окраске заборов. Наоборот. Она сообщает окружающим, что в десять утра ты должен прибыть в контору, представить себе ведро краски, и до семи вечера красить воображаемый забор внутри своей головы. С коротким перерывом на обед.

В. Пелевин. Empire V

В композиции происходят те же самые процессы. "Слышал звон да не знаю где он". Взять хотя бы золотое сечение. Изначально гениальная догадка о главном математическом законе построения вселенной и находящая такую глубокую реализацию в искусстве, разжалована современным творческим человеком с фотоаппаратом до правила расположения одного-единственного объекта.

То же самое и с другими принципами, изначально взятыми из художественной практики, помогающими создать образ, идеализацию. Они когда-то, кем-то были осмыслены в художественной практике и выданы в творческое сообщество, а последнее моментально перевело их для удобства в разряд правил и стандартов (это удобно - думать не нужно) и связь с истоком была разорвана. С тех пор эти правила и кочуют в фотографической среде.

- Кожу нужно разглаживать

- Стилиста нужно приглашать

- Фон нужно поровнее

- Свет должен быть направленным

- Акцент нужно делать

- Цвет должен быть чистым

- и т.д.

Если бы все эти правила применялись не просто потому что им научился на разных курсах, где рассказывали о том что они улучшают картинку, а исходя из понимания что они способны сделать с изображением – проблемы перехода через вышеобозначенную границу не существовало бы и все дело было бы только в достаточной трудоспособности и количестве знаний. 

Но фотограф годами разглаживает кожу (все лучше и лучше), делает все более чистый цвет, улучшает возможности акцентирования, навыки работы в фотошопе, а образа как не было так и нет. На выходе – армии гомункулов и уродцев, удовлетворяющих немудрящие потребности современного потребителя. Выглядеть подороже да помоложе, поразвратнее да поизвратнее (чтоб не как у всех).

Вот почему на своих занятиях я уделяю вопросам «почему так надо делать, откуда ноги растут» столько же внимания сколько и вопрос «что нужно делать и как».

Итак, приглашаю всех по-настоящему творческих и вдумчивых людей

Курс «Фотохудожник»

Курс «Художественная композиция для фотографов»


  

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора. 

Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082

Фото-туры: http://photo-tur.ru/

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.