vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Еще немного об образе

Рубрика: Теория искусства
Еще раз поговорим об образе, ключевом понятии определяющем и художественность и даже композиционное построение (ведь образ диктует и окружение).

Как было показано в этой статье http://vladimirmalevin.livejournal.com/1104.html образ это всегда некая идеализация, демонстрация архетипа, переход на один уровень абстракции вверх.
Художник Крылов говорит о необходимости передачи человеческого переживания как катализатора духовного развития для того чтобы произведение могло называться искусством: "искусство невозможно без человеческого переживания." http://vlkrylov.ru/problems/problems_51.html

Это в целом, конечно же так на высшем уровне, когда мы говорим об искусстве, образ в котором – само собой разумеющееся, немыслимы произведения Да Винчи, Моне, Модильяни, Джотто и т.п. без образа.

Когда же мы спускаемся с небес на землю, где творчеством занимаются не гении, а обычные нормальные творческие люди, то вот тут критерием искусства становится хотя бы наличие образа. Наличия образа для произведения современного искусства, для плода работы творческого человека не претендующего на «нетленку» должно быть достаточным, т.к. образ, если он интересный в своей сути, уже закодировал переживания. Да, более простого плана чем в высоком искусстве, да и этот фактор – уже большое достижение в современном медиа-океане картинок «на секунду», но тем не менее.

Такой образ несет код эмоционального переживания не в форме конкретных действий вербальным языком (как, к примеру, в картине Репина "Не ждали), но языком невербальным, интуитивным, но понятным каждому, кто способен думать и осмысливать увиденное. К примеру, женщина в платье на котором сидят бабочки – кто это? Не читайте дальше, остановитесь, подумайте. У вас мог быть иной ответ, но также однозначно подходит - она фея. А женщина в драном платье на котором сидят тараканы? Правильно, ведьма. Это образы? Да, в той или иной степени талантливости исполнения, художественности, качества театральной игры, света и съемки (или мазка и стиля-вкуса если речь о живописи). Однако, пока еще это не искусство, поскольку нет истории и накала. Сами по себе эти образы не несут эмоционального переживания. они лишь констатируют факты "это ведьма, это фея". Что же делать? Ответ прост: необходимо пустые, повествовательные образы для создания драматического накала или включения эмоциональности, создать определенную среду или неоднозначность трактовок. Тогда эти образы уже будут нести информацию для размышления, эмоциональный заряд.

Как к примеру, это работает у Да Винчи.



Обратите внимание, что младенец смотрит не на мать, он обернулся на зрителя. Почему? В такой момент? Когда малыша ничто не заботит сильнее процесса? Чтобы заставить ребенка обернутся, его нужно заинтересовать сильнее чем его интересует грудь. А это непросто. Должна быть какая-то угроза или нечто, превосходящее по важности. Конечно, ответ – зритель, как представитель человечества, вот что для Иисуса важнее собственной жизни. В этом повороте головы мы видим код, предрекающий будущее распятие.

Или взять манеру исполнения волос. Вы видели где-нибудь младенцев с золотыми волосами? (всем очень рекомендую посмотреть на работу в реальности, к счастью она находится совсем не далеко – в Эрмитаже, я писал своем опыте знакомства с ней здесь http://vladimirmalevin.livejournal.com/3381.html ) А ведь волосы реально светятся золотом. Если вспомнить, что золото – символ неба, то все становится на свои места. Волосы из золота – это символ принадлежности к иному, горнему миру, это также и нимб, которого на картине Да Винчи нет вопреки сложившейся католической изобразительной традиции.

Задайтесь вопросом: кто перед вами?



Почему она выглядит как икона но при этом не потеряла следы жизни? Почему с нее слетает позолота? Где она находится? Почему с неба идет свет? Почему она отвернута от света? Почему у нее такое благостное выражение лица? У меня как у автора, естественно есть ответ на эти вопросы, более того, предполагалось, что поставив эти вопросы в невербальной форме я задам вектор к поиску ответов, но раз уж случилось так что вы не сами задали их себе а они были поданы на блюдечке – то интересно совпадет ли мой вариант с вашим. Но вообще, на будущее, имейте в виду, любой образ – это код, и рассматривать его нужно именно с этой точки зрения, как загадку. Сначала нужно найти визуальные якоря, необычные, отклоняющиеся от нормы детали. Затем задаться вопросом – почему так. И в результате, получить отгадку. Такое интеллектуальное упражнение очень полезно и этот ребус нужно пытаться создать и разрешить в каждом просматриваемом изображении, содержащем образ. Это очень хорошо тренирует видение.

Теперь, когда мы уже больше знаем об образе, давайте вернемся с нашим фее и ведьме. Что если, к примеру, бабочки на платье феи все черные? Или тараканы на платье ведьмы – изумрудные с золотыми усиками? Возникает когнитивный диссонанс: ой, а почему черные бабочки? Может это какая-то неправильная фея? А почему тараканы изумрудные? Может эта ведьма – не отрицательный персонаж изначально? Может ее дранье платье – это ошибка? Как она оказалась в таком состоянии, если ее окружает свита из высших сфер? И если находится ответ - включается эмоция. В хорошей работе он содержится внутри произведения, но если даже нет – фантазия зрителя может сделать свое дело и найти ответ самостоятельно, как в случае с коровами Климта, где фантазия искусствоведа обосновала и оправдала наличие философских категорий света и тьмы там, где художник их не подразумевал (см.Символическое толкование произведения искусства)

Ну и осталось заключить, что когда эмоция включается, значит образ несет этот заряд, а образ, несущий эмоциональный заряд – это и есть искусство, хоть и уровень его бывает очень разным.

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok
Tags: #Владимир_Малевин, #Живопись, #Композиция, #Обработка, #Обучение, #Печать_фотографий, #Рисование, #Творческий_пинок, #Фотография, #Художник, #Цветоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments