vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Дополнительный (после Лапина) анализ фотографии Ю.Смита

Рубрика: Фотография

В продолжение темы предыдущей статьи о символическом толковании произведения искусства
http://vladimirmalevin.livejournal.com/6691.html

В этом смысле интересным является разбор фотографии Ю.Смита Лапиным. http://photo-element.ru/analysis/lapin/2/27.html




С учетом сказанного в вышеупомянутой статье, одного только нашего полагания о движении детей из тьмы в свет явно было бы недостаточно для символической трактовки (тем не менее по одному этому признаку огромное количество фотолюбителей прикручивает «философию» к своим произведениям). Тем не менее, фотография Смита все же имеет право на подобное символическое содержание ввиду наличия еще нескольких символов-образов.

О формальной стороне, тональном содержании и выявления образности вследствие спецэффектов психологии восприятия сказал Лапин. Здесь и форма дерева (древо жизни) и постоянное переключение фигура-фон и связанными с этим нарративными последствиями.

Однако если бы только эти формальные признаки, их было бы недостаточно, поскольку достаточно легко притянуть за уши подобные изменения в огромном количестве несодержательных фотографий. Но в этой фотографии есть еще три очень важных признака.

Во-первых, это, контекст. Действие в фотографии происходит после войны, когда мир с облегчением вздохнул и движение от тьмы к свету было имманентным переживанием каждого жителя земли.

Во-вторых, это название. Многие авторы не имеют право на такие пафосные названия, но Смит явно имел, хотя бы по предыдущей причине. А если этой причины недостаточно, то давайте вспомним о том, что он стал известным еще во времена своей работы в Newsweek (не последнее издание как вы понимаете). Он был признан за своё стремление к совершенству и собственный, подчеркну, узнаваемый стиль. А это было еще в 1936 году – за десять лет до создания рассматриваемой фотографии. В 1939 году он *уже* был штатным фотографом журнала Life. Все это дает ему бесспорное право и на название и на символизм и философию в кадре даже без объяснения иных причин, однако без остальных критериев символическая трактовка была бы не полной, не доказуемой и все-таки субъективной.

В-третьих, самое важное, это наличие образа. В фигурах детей читается не сиюминутное бытовое, но вечное. В их походке – недетская усталость. В их стремлении вперед – след недюжинного напряжения воли, а также наличие цели. Их одежда мешковата, что придает их образу скитальческий, паломнический, юродивый оттенок.

Подробнее об образе, его необходимости для искусства читайте в этой статье:
http://vladimirmalevin.livejournal.com/1104.html

Все это сильно обуславливает возможность символической, образной трактовки. Т.к. является образным, т.е. не бытовым. А поскольку «…бытовая символика не требует от индивида духовного или мыслительного напряжения и соответственно не обладает познавательным значением … Особенностью же образов-символов является их способность к пробуждению духовного потенциала субъекта восприятия.» – цит. по http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Glaz/15.php то вывод о принадлежности этой фотографии к области настоящего искусства очевиден.

Возникает вопрос, а что же считать искусством ненастоящим? Все очень просто. Ответ вы можете найти здесь: http://vladimirmalevin.livejournal.com/266.html

О значении образа вы можете прочитать по ссылке в вышеупомянутой статье Глазуновой. Рекомендую.

Таким образом, в фотографии Ю.Смита соединились

- Имя автора
- Название произведения
- Мощный исторический контекст
- Символика движения из тьмы в свет
- Формальная сторона пластического изображения (восприятие черного и белого)
- Наличие образа

Все это позволяет с уверенностью трактовать символику этой фотографии как значимую и составляющую основную ценность произведения.


Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok
Tags: #Владимир_Малевин, #Живопись, #Композиция, #Обработка, #Обучение, #Печать_фотографий, #Рисование, #Творческий_пинок, #Фотография, #Художник, #Цветоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments