vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Categories:

Красота и математика

Рубрика: Теория искусства
Что такое зрительное восприятие? Это метафизическое путешествие психики по миру изображения. Оно происходит у каждого человека бессознательно как бессознательно ребенок тянется к груди или как бессознательно человеку без музыкального образования нравится слушать звуки. Однако без образования мы не можем продвинутся в мир звуков глубоко. Нам доступен лишь поверхностный слой, лишь общая гармония. Как при просмотре кино, когда ты необразован в области режиссуры, актерской игры, не понимаешь работы художника, не видишь работы оператора - следить остается только за сюжетом. Кино из искусства превращается в продукт потребления, в щекочущую нервы полуторачасовую историю. И неважно сделано кино художниками и шедевр ли оно, красота в глазах смотрящего, поэтому обычный человек видит даже в шедевральном кино только сюжет.
В зрительном восприятии то же самое. Подходя к картине со своим природным, интуитивным чувствованием мы можем оценить красиво-некрасиво, нравится-не нравится, но не можем двинутся глубже, в мысли художника, в тонкости лабиринтов мира изображения.
Глаз блуждает по картине как тело по коридорам сюрреалистичного тоннеля. Встречает шероховатости и гладкости. Ходит по кругу и по спирали. Утыкается в препятствия. Испытывает раздражения от шершавости когда хочется глядкости и разочарования от однообразия когда хочется новизны впечатлений. Мы говорим о впечатлениях тактильных, а впечатления глаза на изображении визуальны, но все они ведут к возникновению в психике, в мозге одних и тех же изменений и эти то изменения мы и переживаем. А изменения то происходят в одной и той же области. Эта загадочная область - наша мозг, который созерцается нашим «Я» (душа?) Поэтому все что там просиходит, оно базовое оно одинаковое для всех видов искусств и переживаний. А это означает, что мы можем спроецировать переживания тактильные на визуальные и выделить общие законы.
Собственно что и делает каждый человек интуитивно общаясь с визуальным, он интуитивно понимает что хоршоо а что плохо в визуальном и не нужно для этого никаких теоретизирований. Теоретизирования нужны лишь тому кто хочет сделать это быстрее. Хотя это еще большой вопрос, что быстрее будет, пройти сто дорог и понять как как оно все устроено эмпирически, интуитивно, или изучить руководство от Бога в котором, к примеру, могло бы быть запросто сказано что – нибудь типа этого:
"есть всеобщий закон гармонии вселенной, он гласит что отношение одного впечатления к другому должно составлять по времени или интенсивности или их сочетанию не более 1.618, эта цифра не случайна, дело в том что время за которое нейронные сети приходят в возбуждение определяется скоростью натриевого обмена, а эта скорость четко завязана на величине потенциала иона натрия и соотношения его размера с размером белкового канала После возбуждения нейрон на некоторое время оказывается в состоянии абсолютной рефрактерности, когда никакие сигналы не могут его возбудить снова, затем входит в фазу относительной рефрактерности, когда его могут возбудить исключительно сильные сигналы (при этом амплитуда ПД будет ниже, чем обычно). Рефрактерный период возникает из-за инактивации быстрого натриевого тока, то есть инактивации натриевых каналов (см. ниже)."
Собственно Бог и дал нам инструкции в окружающем мире относительно того что хорошо а что нет. И они просты (только полжизни уйдет на то чтобы их добыть если некому их передать). И начиная с эпохи треченто (Альберти общая теория живописи, Тосканелли и Брунеллески – перспектива как математическое учение) люди начали их открывать не интуитивно, а пытаясь облечь в цифры. А ведь вся красота - это и есть цифры. Просто иногда цифры так запутаны и сложны что кажется что цифрами красота не описывается. Но она описывается. Тут целая толпа обычно восстает с криками о том что я поверил алгеброй гаромнию и что это тупик (правда это, как правило, кто не слышал об исследованиях вышеобозначенных людей, для кого высказывания Декарта не авторитет и т.д. и т.п.) Тут вот в чем дело друзья. Происходит спекуляция. Да, Сальери бездарь и от беспомощности поверил алгеброй гаромонию, иначе способа он не имел (как и я к примеру). Но все как то забывают о том, что Моцарт - абсолютный гений интуитив, не признающий проверку алгеброй гармонии не потому что это не правомерно а потому что он этого не понимает. Он не понимает что его гениальность по сути алгебраична как не понимает каратист что его удары подчиняются законам физики и механики а верит в энергию (хотя энергию я не отрицаю). И как бы создается ситуация, когда гениальность противопоставляется алгебраическим законам, что неверно. Гениальность моцарта математична и Давинчи - тот гений, который не отверг математику а признал ее познал и увидел, применил, при всем своем природном видении. Ну а для сирых и убогих математичность наверное единственный путь к познанию.
Конечно, ошибкой будет являтся тупое следование этой теории цифр. Так можно сделать только конструктивные решения, основанные на простых цифровых соотношениях. Конечно это будет похоже на мертворожденных детей, франкенштейнов



Цифровые соотношения нужно изучать НЕ ДЛЯ того чтобы на их основе строить призведения. Их нужно знать для того, чтобы видеть в сложных сочетаниях явлений эти простые законы.
К примеру, если мы попытаемся делать картину на основе золотого сечения, то мы разместим предметы в кадре так, что это будет видно сразу, в лоб. Справа будет дерево, слева камень, небо на одной трети, но закон золотого сечения он во всем. Он в отношении объемов и длин линий, в отношении количества и расположения и даже в пороге возбудимости нейрона (да да, инструкция от Бога выше – настоящая)
Порог возбудимости нейрона. Каково же было мое удивление, когда вдруг исследуя статьи по нейросетям я обнаружил этот график и оказалось, что возбудимость нейрона имеет порог очень похожий на отношение золотого сечения.



Интуиция человека работает безупречно мгновенно и схватывает сразу сотни связей. Мозг может схватить только одну за раз. Это как пытаться прочитать предложение по одной букве. А интуиция, импульсивное восприятие делает это сразу.
Это только одно из размышлений на тему математики и красоты. Весь мой визуальный двадцатилетний опыт (работа дизайнером, затем фотографом, и наконец – путь художника, и параллельно всему этому преподавательская и исследовательская деятльность) вопиет об одном – суть красоты в математике и если красота кажется божественной и непознаваемой, то означает это лишь одно – мы просто не знаем законов ее образующих. Об этом я говорил в этих статьях

http://vladimirmalevin.livejournal.com/1958.html
http://vladimirmalevin.livejournal.com/1343.html
http://vladimirmalevin.livejournal.com/5083.html
http://vladimirmalevin.livejournal.com/1018.html
http://vladimirmalevin.livejournal.com/649.html

Об этом говорю здесь и об этом буду продолжать говорить и дальше.

Итог.
Если вы хотите познать законы красоты, научится ее создавать и видеть, у вас есть два пути. Эмпирический и логический. Эмпирический и теоретический уровни научного познания – это известная дихотомия из философии науки. Путь эмпирический – это путь практики. Фотографируйте, рисуйте, занимайтесь этим все свободное время и через много лет вам сами собой откроются пути и непроизносимые законы красоты. Путь теоретический для тех, кто не имеет желания или возможности посвятить себя всего и хотел бы впитать собранное другими. Конечно, этот путь гораздо эффективнее, быстрее, точнее. Однако он очень опасен. Дело в том, что теоретизирования затягивают. Знания осмысленные мимикрируют под навыки. Легко впасть в заблуждение и сказать «я могу» раньше чем это сделал. Легко и вовсе увязнуть в болоте теоретизирования (известная проблема что критиками становятся неудавшиеся писатели а искусствоведами – ленивые но умные художники). Поэтому выбравшие этот путь должны четко отмерять в своей жизни количество теоретической работы и практической. Их правильное соотношение – не более чем 50:50. Меньше – можно. Больше – смерть от заумствования при древе не приносящем плода.


Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok
Tags: #Владимир_Малевин, #Живопись, #Композиция, #Обработка, #Обучение, #Печать_фотографий, #Рисование, #Творческий_пинок, #Фотография, #Художник, #Цветоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments