vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Архетипичные законы восприятия изображения

Рубрика: Композиция
Понятно, что все смотрят на изображения по-разному. Китайцы не так как австрийцы, а женщины не как мужчины. Однако должно быть что-то общее, архетипичное?

Также как и я, профессор Венского университета Рафаэль Розенберг занимается решением одной из центральных проблем классического искусствоведения — проблемы зрения и восприятия изображения — с использованием машинных возможностей.




О своей системе я рассказывал здесь: http://vladimirmalevin.livejournal.com/2888.html

Вкратце, специальный аппарат, поставленный между зрителем и художественным объектом, помогает проследить и зарегистрировать траекторию взгляда воспринимающего субъекта. Мы пытаемся ответить на вопросы - какие детали визуального нарратива интересуют зрителя в первую очередь? Что пытается отыскать взгляд зрителя на картине? Каковы гендерные и культурные различия траектории взгляда? И др.

У профессора есть и любопытные наблюдения. Если австрийца, к примеру, на полотне сотворения мира больше всего интересуют тела Адама и Евы, то японца — в первую очередь животные и птицы и потом уже венец творения.

А есть и спорные выводы, диаметрально противоположные полученным мной. К примеру, есть данные о том что женщины с большим вниманием рассматривают половые признаки Евы, в то время как мужской взгляд блуждает (делается догадка о том что мужской взгляд эксплицирует фрейдистский страх женского тела).

В моих экспериментах напротив, мужчины проявляют гораздо большее внимание внешним половым признакам, а женщины – текстурам и цветочкам.

Подробнее об этом читайте здесь: http://vladimirmalevin.livejournal.com/4840.html
Интересно, что это? Погрешности выборок или также мы имеем дело с особенностями национального взгляда?


«Тепловая карта» взглядов контрольной группы на полотно Брейгеля «Притча о слепых» (1568)
© journals.plos.org

Любопытно посмотреть на тепловые карты, полученные при рассматривании не иерархичного, хаотического изображения. Напомню, что свои полотна Полок получал без предварительного планирования, это просто хаотически разлитая на пол краска.




Вот что пишет об этом Розенберг.

Jackson Pollock’s drippings (Figure 5.5), however, where the artist intentionally avoided a hierarchical composition, and denied as much as possible any distinction between figure and ground, resulting in no single zone with enough fixations to be red in the heat map. For a significant number of paintings and despite major differences between subjects, not only fixations but also saccades build patterns that are specific to each painting: Beholders tend to reiterate particular paths with their eyes. This is evident when the saccades of different viewers are superimposed (see Figure 5.6a and 5.6b, with a reduction to 10 per cent of all saccades to reduce confusion).

Вкратце примерно так «Полок избегал различий между фигурой и фоном, в результате чего нет красных зон – взгляд не задерживается достаточно долго нигде. Для подавляющего большинства изображений не только точки и зоны фиксации но и саккады (устойчивые траектории движения зрачка) создают шаблоны для каждой картины. Люди склонны повторять траектории рассматривания.»

От себя добавлю, что тепловая картина Поллока показывает очень важную архетипическую особенность восприятия. При отсутствии определенного объекта взгляд следует по наиболее предпочтительным траекториям и зонам. Ничего нового не открыто – действительно центр картины приоритетен (кто изучал композицию знает о воронке, овале и ромбе внимания), действительно углы исследуются нами во вторую очередь. Однако это важное подтверждение еще раз напоминает нам о том, как нужно архитектонически строить композиции для обеспечения наибольшего комфорта. Совершенно очевидно что приоритетные направления и зоны возникли у нас в психике не сами по себе и не «от хорошей жизни». Это как и все в природе, наиболее энергетически выгодные позиции, «потакание» которым вызывает положительные эмоции и спокойствие, противоречие же им – напряженность и недовольство. Замечу что архитектоническая структура не является обязательной, это лишь наиболее понятный рецепт получения комфортного вида изображения.


Источник:
http://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0102439&type=printable

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok
Tags: #Владимир_Малевин, #Живопись, #Композиция, #Обработка, #Обучение, #Печать_фотографий, #Рисование, #Творческий_пинок, #Фотография, #Художник, #Цветоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments