vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Что, реально рисовать может каждый?

Рубрика: Рисунок


Или нам бессовестно врут организаторы лохотронов под названием "унеси картину за 1 сеанс?" С присущей мне дотошностью я решил разобраться. Естественно с экспериментальными доказательствами.

Итак. Для начала кто виноват. Ну а потом уже что делать.

Кто виноват
Желание рисовать присуще человеку с рождения. Как только ребенок становится способен на осмысленную деятельность, он берет в кулачок карандаш и начинает выводить первые каляки-маляки. В детстве рисование – одно из любимейших занятий каждого.

Так почему же так мало взрослых рисуют? Взрослые заботы? Да, но на шашлык-боулинг-кино-вино-домино же каждый оставляет время. Так что это - не отмаз. Нет желания, это занятие утратило свою притягательность? Точно нет: каждый второй, нет, девять из десяти взрослых людей на вопросы «рисуешь?» «а хотелось бы?» отвечают «нет к сожалению» «о да, очень!». Не получается, не умею? Я вас умоляю – а разве в детстве вы умели? Так в чем же причина?

Все очень просто. Причин две и одна вытекает из другой. Для начала расскажу о том, почему и когда дети перестают рисовать. Психологи установили, что рисовать ребенок прекращает примерно в 12-15 лет, в подростковом возрасте (конечно речь идет о статистически значимом большинстве). Именно на этот возраст приходится бурное развитие внутреннего механизма самокритики. До этого возраста ребенок рисует огурец с палочками и улыбкой и уверен что это – мама.



Нет, он не идиот, он отличит маму от огурца, тут другое. Тут как в давно знакомом остросюжетном кино – знаешь что все будет хорошо, но все равно переживаешь. Так и здесь, одновременно работают два механизма. И механизм погружения в сказку собственного творчества не мешает механизму строгой классификации реальности. И не мешает он по той простой причине, что жажда творить гораздо сильнее слабенького пока голоса разума, голоса критики, голоса тщеславия, гордыни и зависти. Не зря говорят что дети до 12 лет безгрешны. С 12 же лет голоса все сильнее. Они усиливаются постепенно, не сразу. Так же как не сразу гаснет неуемная природная энергия, которую во взрослом состоянии приходится добывать и экономить, а в детском она бесплатна и бесконечна, как домашний кран с пивом. Есть оккультные мнение что до 16 лет сама земля питает человека энергией. Две кривые, убыли энергии и роста страстей и пороков, ума и горя от него, рано или поздно встречаются и энергии уравниваются.



Это и есть тот момент, когда человек перестает заниматься пластическим творчеством и становится «взрослым» (почитай умирает, продолжая биологическое функционирование). Ну конечно это сгущение красок. Ну конечно у любого современного человека есть кино вино и домино, друзья и вечеринки, так что какая же это смерть, это жизнь бурлящая. Но я о смерти творческой. А смерть творца внутри себя – это и есть настоящая смерть, поскольку внутренний творец это сам Божий Дух, высшее проявление образа Его и подобия. С момента, когда внутренний минотавр самокритики, нашептывающий что твои рисунки не так хороши как у оли-васи-микеланджело, что этот кривой огурец вовсе не мама и не надо себя обманывать, с этого момента человек и перестает рисовать.

Вторая причина, как я и сказал, вытекает. «Я неумею рисовать». Само это мнение может появится только в результате первой описанной причины. Ну и как следствие, - действительно, а как ее рисовать, эту лошадь то? Кошку? Это же надо уметь. Художников же УЧАТ рисовать кошку, пантеру, лошадь. А меня НЕУЧИЛИ. Значит я не умею. Так вот дорогие друзья, это самообман. Удобный и уютный, потому что для рисования нужна энергия, а ее тратить не хочется.

На самом деле каждый, абсолютно каждый может нарисовать с ходу и кошку и лицо человека. Нужен только правильный педагог, который направит и снимет блоки. Да, конечно, за годы прошедшие с точки «X» ваш минотавр окреп и вырос а энергии поубавилось и теперь просто так, взяв карандаш и нарисовав огурец его не обмануть. Поэтому, для того чтобы сегодня нарисовать убедительное, к примеру, животное необходимо применение ряда чисто технологических принципов а именно нужно знать
• Как взять карандаш
• Какие линии рисовать а какие нет
• С какой силой нажимать
• Какая последовательность ведения работы
• Что значимо а на что не обращать внимания
• Какие материалы и бумагу использовать чтобы не допустить ошибок, портящих работу
• Какое время выделить
• Какую детализацию можно делать а какую нет
• В каком стиле можно рисовать а в каком будет фейл
• Особенности восприятия, азы психологии восприятия
• И т.д.

Этот список можно расширить раза в два, но, что самое любопытное, ответы на эти вопросы можно получить от грамотного педагога за одно занятие. Да, если вы пойдете учится по системе, в художественную школу, студию, институт – то у вас уйдут годы на ответы на эти вопросы, но не потому что они сложны, а потому что они будут решаться не списком а просто параллельно с множеством других, нужных художнику, но совсем не нужных обычному человеку навыков. А если сконцентрироваться и дать все разом….

Многие думают, что проблема в видении пропорций. Мол я не вижу, я вру, я ошибаюсь. Однако как будет показано ниже, эксперимент показывает, что видение пропорций от природы идеально у каждого, абсолютно у каждого человека. Почему же человек ошибается когда пытается нарисовать банан а выходит огурец? Почему голова оказывается больше чем нужно, руки растут не из плеч а из грудной клетки а глаза находятся на лбу а не посередине головы? (А что вы смеетесь, нарисуйте лицо человека, а потом посмотрите, уверяю вас – глаза вы нарисуете на лбу). Да просто потому, что он наш мозг наш обманывает. В благих, естественно целях, с помощью такого обмана реализуется столько механизмов выживания, распознавания образов и адаптации, что вы даже представить себе не можете. Наша же задача – обмануть обманывающий нас мозг, а для этого нужно все-таки знать парочку принципов, обозначанных выше.

Бэтти Эдвардс, к примеру, в своей книге «Открой в себе художника» показывает, что на ее занятиях студенты с первого раза рисуют портрет человека. Именно поэтому она так популярна, ее книга выдержала множество переизданий и переводов, а она с мастер-классами ездит по всему миру.



А еще есть Боб Росс, у которого каждая домохозяйка начинает делать картины с нуля. Конечно его "стиль" - это лубковый кич, но начало то кладет!

А еще есть наш Игорь Сахаров, посмотрите его видео на ютубе, ведь делает же каждый с нуля за сеанс копию Айвазовского или Ван гога!






Что делать

Я решил проверить, действительно ли каждый, даже самый безнадежный взрослый может нарисовать убедительную работу без моей помощи, только выслушивая рекомендации. Для этого я провел три эксперимента.

Эксперимент первый. Видение пропорций.
Группа слушателей курса «Фотохудожник» (вторая ступень «Композиции, т.е. люди уже знакомы с правилами художественного построения изображений и выполняли упражнения с карандашом в течение курса).
Группе было продемонстрировано 10 пар линейных рисунков в каждой из которых было отличие – то линия нарисована выше, то рука толще, то палец кривее. Сначала отличия были разительными (нога в два раза толще другой – это заметит каждый). А затем задания усложнялись и последние пары отличались буквально на толщину волоса в масштабе работы. Наверное вы догадались к чему я клоню, но вряд ли вы догадались какой процент верного определения пропорций был в группе. 100 процентов! Там были люди разных возрастов от 25 до 55, полов и характеров. Абсолютно все имели абсолютно чувство пропорций! Для меня это был удар и шок, т.к. после трех лет рисования я уже было абсолютно отчаялся, думая, что я не вижу пропорций (не выходило портретное сходство), что я бездарен и никогда не научусь.
Ну ка, кто не увидит разницы?



Естественно вы ее увидели. Просто может времени заняло чуть больше, но оно и понятно - навык не тренирован. Отточить - будет моментально (чем и занимаются художники;) ) А между прочим, новички ошибаются в рисовании гораздо сильнее чем та разница, которую вы только что увидели между «натурой» и рисунком. Если ошибаться настолько, насколько есть разница в натуре и рисунке приведенных, то у вас будет идеальное для новичка рисование. Так что же, раз все видят разницу, то почему же ее на рисунке то допускают и гораздо сильнее? А просто не знают как не допустить.

Этот эксперимент был прорывом. Я понял тогда что дело не в невидении а в неправильном понимании методики, механизма. Буквально через пару месяцев работы в этом направлении у меня получилось первое портретное сходство. Вот как было до этого знания



и вот как получается после











Эксперимент второй.
Мужчина, 52 года.
Желание рисовать есть, тяга к творчеству имеется. Но абсолютная неподвижность руки, зажатость. Карандаш никогда в руки не брал, звонил мне перед поездкой на первый пленер выяснял какой марки купить.
На пленере была задача ни много ни мало сразу нарисовать здание. Вот это. Это по мотивам работы поленова, мы с пленером поехали на то место, откуда поленов написал свою картину.



Вышло, конечно, плачевно


Но, после небольшой вводной и объяснения принципов вышло гораздо лучше. Естественно без деталей, но, художественно, убедительно, только дорабатывай и доводи до реализма если есть желание. Хотя мне и так очень нравится.

И это при том, что затраты на педагогическую работу – 10 минут.


Эксперимент третий
Женщина, 38 лет. Никогда не брала в руки карандаш. Склад ума – жесткий аналитический. Характер суровый, нордический. В случае революции первой возьмет маузер и полезет на броневик. Желания рисовать не возникало никогда. Абсолютно уверена в собственной бездарности.

Результат получился без моего вмешательства, без рисования по клеточкам, без копирок и калек, чистое рисование с натуры – смотрю и рисую.


Обратите внимание, что это не слепое и бездумное «принтерное» копирование, которым любят заниматься начинающие, у которых получается видеть пропорции сразу и до дури много терпения. Нет. Такое художники презирают (как и гиперреализм кстати). То что вышло - это настоящее художественное переосмысление образа.

Вот кому интересно стадия наброска


Затраты на педагогическую работу – 1 час.


Если есть желание открыть в себе художника – свяжитесь со мной. Мне нужны еще бесчеловечные эксперименты над людьми, запрещенные женевской конвенцией, а вам нужно, раз уж дочитали до этого момента, убить в себе животное и воскресить творца.


Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok
Tags: #Владимир_Малевин, #Живопись, #Композиция, #Обработка, #Обучение, #Печать_фотографий, #Рисование, #Творческий_пинок, #Фотография, #Художник, #Цветоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments