vladimirmalevin

Categories:

Про лицо Эзопа. Основы теории образного анализа и херологии.

Рубрика: Энциклопедия образа и стиля

Продолжаю публикацию отрывков из нового проекта «Энциклопедия образа и стиля» https://www.instagram.com/beauty_ency/  где я выступаю главным редактором и составителем. Через год-два это будет печатное издание, а пока проект ведется в рамках информационного обеспечения компании «Мой Салон» https://mysalon.pro/


Люблю тебя без фотошопа

Все трещинки твои люблю

Прекрасно все в тебе, лицо, нога… 

Эзопа! Язык Эзопа я пожалуй здесь употреблю:

Мир внутренний я вижу и без эндоскопа

Мир внешний и без макияжа потерплю  

Да что там.. Без волос бровей и прочего сиропа

Я всю тебя до каждой сопельки люблю.

В. Малевин


А вы знаете, что раньше лженаука физиогномика называлась ПРОЗОПОЛОГИЯ — (греч., от prosopon лицо, и logos слово)? Но на одном из ученых саммитов кто-то возмутился, мол речь идет у нас про лицо, а наука называется прозопология…. Давайте уже как то поприличнее, мы же ученые. Ну и переименовали.

Давайте ка и мы станем посерьезнее. А серьезнее, чем речь пойдет в этой статье – в общем-то, некуда… Ведь здесь ни много ни мало, задается инструментальный фундамент когнитивного анализа образа всей нашей энциклопедии образа и стиля. Ранее вы уже могли наблюдать его использования в статьях «Эдит Пиаф» https://vladimirmalevin.livejournal.com/45842.html и Анализ образа Фредди Меркьюри, https://vladimirmalevin.livejournal.com/48291.html  

и др., а скоро выйдет статья с разбором образа В. Высоцкого да и далее мы будем прибегать к базе, которую опишем ниже.

Нет, это будет не физиогномика. И даже прозопология. Это будет чистый анализ, вечное сияние чистого разума, ИМХО (как «имею мнение хрен оспоришь») и все такое. Кто не согласен – я готов защищать свое мнение в любое время в любом номере отеля (не ниже 4*, звукоизоляция) любым оружием. С мужчинами в подобные дискуссии не вступаю, потому что у меня логика железная а нервы нет. И вообще мы должны держаться вместе, мужики, а не спорить, потому что эти женщины… Они ж войну на нас ведут, натурально. Вот научились уже бесконтактным методом: «Как взорвать мозг мужчине губами бесконтактно: сексуальный постфактум как симулякр» https://vladimirmalevin.livejournal.com/47584.html 

Это будет логика, основанная на очевидном. Замешанная на физиогномике, но лишь на той ее части, которая не причисляется к лженаучным сведениям. Это все необходимо, потому что для анализа одежды прически и аксессуаров можно использовать композицию, цветоведение, историю моды, живопись, литературу и даже физику с химией.

К примеру:

https://vladimirmalevin.livejournal.com/42645.html

https://vladimirmalevin.livejournal.com/41267.html

https://vladimirmalevin.livejournal.com/31479.html

https://vladimirmalevin.livejournal.com/1343.html

https://vladimirmalevin.livejournal.com/39224.html

А вот для анализа образа человека как есть, в чем так сказать, мать родила, никаких инструментов не создано ни прозопо ни био ни иной логией ни херомантией. Это досадное упущение вообще-то нужно компенсировать немедленно сев за докторскую диссертацию. Но, времени сейчас нет, сесть я всегда успею, поэтому пока в общих, так сказать чертах. 

Речь пойдет у нас о восприятии человека на основании интуитивного считывания характерных особенностей черт лица, позы и жеста. Чтобы вы понимали, физиогномика начинается как раз там где заканчивается это считывание и начинаются гадания на кофейной гуще – а действительно ли я был прав что подумал что эта женщина легкодоступна или нет? Точнее еще так: О, с этой можно айлюлю! Потому что Иоанн Индагине сказал что эти пухлые губы и опущенные глаза, круглое лицо и ямочки в щечках… После того как пара ученых получили по роже от пухлогубых круглолицых и с томным взглядом девиц, их осенило похлеще чем ньютона, когда тому тыблоком по тыкве шмякнуло, и они побежали в свои ученые советы срочно заявлять что физиогномика в деле поиска спутницы жизни или вечера никуда не годится. Стало быть лже. Ну и они во многом правы. 

Мыж так рисковать не будем. Мы посмотрим на мамзелю, оценим степень ее распущенности по всем несомненным критериям от туфелек до шляпки и от сисек до булавки… Да так и останемся со своим мнением, сублимируя его в статьи по физиогномике. Воот в чем разница между физиогномикой и рациональным задротством. Потому что мы не такие. Мы психически нормальные.

Итак, если серьезно. Мы будем делать несомненные железобетонные выводы о характере человека но не навязывать ему этот характер. Это тонкий коан… Вдумайтесь.

Иными словами, проще: если я смотрю на человека и он кажется мне грустным, то блин это так! Я ж не вчера родился и знаю как выглядят грустные люди, верно? И вы тоже, если увидите клоуна, то сразу поймете что он веселый. Потому что тоже не лыком шиты. Вот и вся доказательная база новой науки, назовем ее хирологией. Хиро – от греч. «рука» (ироничная язвительная приставка, поясняющая что, в отличие от физиогномики наша наука не доходит до физики, оставаясь в разделе лирики) и Логос – «слово». Тут все ясно. 

К примеру, любому сразу понятно при взгляде на Пьеро что он – грустный (даже если смотрящему неизвестен сюжет и сам персонаж). 

Как мы это понимаем? Многие при попытке ответить на этот вопрос отвечают так: потому что у него брови опущены. Кто-то выражается конкретнее «внешние углы бровей опущены».

Этот же эффект можно наблюдать на грустном смайле:

Обратите внимание, художник, рисовавший этот смайл не задумываясь опустил внешние углы бровей (они оказались даже ниже чем нижняя часть глаз, чего в жизни точно не бывает). И действительно это выглядит очень грустно! Но проведите эксперимент… Попробуйте подойти к зеркалу и опустить внешние углы бровей… Если вам это удалось – вы Джим Керри)

Догадались в чем собака зарыта? Это не внешние уголки опускаются, это внутренние поднимаются!

Но большинство респондентов все же считает что внешние опускаются:

Почему же ошибка восприятия грусти как визуального паттерна с опущенными внешними углами так велика? 

Тут две причины. Первая в том, что опускание само по себе звучит более грустно. «опущенные углы бровей». Это сбивает нас с толку. Ведь хорошее настроение – это приподнятое, не могут же быть брови приподнятыми при плохом… Вроде логично, но ха, в жизни наоборот ) 

И вторая, заключается в том, что при грустной эмоции происходит далеко не только поднятие бровей, но и… Легкое опускание век. Опускание век – известный эффект грусти. Но вот то, что ускользает от внимания психологов и доступно для понимания только художникам – так это эффект наползания края внешнего верхнего века на нижнее таким образом, что появляется дополнительная темнотка в уголках глаз. Попробуйте перед зеркалом сделайте очень грустное лицо и прищурьтес – вы увидите что темноты во внешнем крае глаза стало больше. 

Эта темнотка работает в условиях восприятия гештальта пятна лица человека как дополнительная масса, усиливающая общий наклон внешего угла единого гештальт – пятна «глаза-брови». Из за чего появляется ощущение наклона вниз.

Чтобы это понять посмотрите на портрет. Я затемнил на левом портрете внешний уголок левого глаза слегка. Конечно грусть от этого не появляется, нужно еще было бы опустить веки, приподнять брови и губы, изменить мимику… Вобщем нарисовать другой портрет. 

Но даже так видно следующее.

На портрете появляется дополнительное темное пятно. Снова прищурьте глаз и вы увидите, что это пятно меняет воспринимаемый угол наклона глаза. Как это происходит – видно на схеме, где я изобразил приблизительно силу главных тонов гештальта глаза (зрачок, темноты нижнего века) до изменения (правый портрет) и после (левый)

Стрелка зеленая показывает усредненное «движение», которое получает гештальт глаза при восприятии всех пятен темноты как единой линии.

И очень хорошо видно, что эта линия меняет наклон глаза, «опуская» его внешнюю часть.

Этот эффект очень хорошо известен художникам, работающим в жанре портрета. Когда достаточно перетемнить – и меняются черты лица, эмоция.

Помимо этой темнотки дополнительный наклон приобретает складка, находящаяся между верхним веком и надбровной дугой. Поднятие внутренних углов бровей и одновременное опускание внешней части века создают очень сильный суммарный наклон. 

Теперь просуммируем этот наклон, темнотку как фактор создания наклона темного гештальта и поднятие внутренних углов брови… Совокупное движение будет достаточно мощным и оно приобретает характер сильной наклонной линии. Именно такой, которую мы видим у Пьеро. Назовем ее «Линия грусти»

У Пьеро имеет место факт «подтасовки», подмены.  Ведь только с помощью линий бровей выражена грусть-наклон, которые вообще-то, как мы уже поняли, сосредоточена в глазах, а брови, если смотреть только на них при эмоции грусти - почти не меняются.

И это удивительно… Одной линией выразить так много. Впрочем, художники занимаются этим постоянно. Им без проблем нарисовать нос на лбу или глаза на эзопе да так, что вы еще и не догадаетесь. Ведь наше сознание очень хитро устроено и микширует все в мозге так круто… Посмотрите это видео:

Каждый художник, который пробовал изобразить характер набросочно с помощью нескольких линий знает о том, что изображенное мало имеет общего с фотопортретом. Художник абсолютно произвольно рисует не то что видит, но то что знает о человеке. В этом секрет хорошего портрета. Фотографическое копирование – не художественная техника, это техника обезьяны

А такие брови у образа Пьеро появились в результате наблюдения за жизнью и ее утрирования. Все же знают что лицо грустного человека характеризуется опущенными… приподнятыми уголками бровей. Вот никому и не приходит в голову искать подвоха в детском персонаже.

Тем временем, становится очевидно, что это гениально.

А вот что касается глаз – они могут быть опущены внешними уголками вниз чисто физиологически. Есть глаза кошачьи, есть прямые, а есть опущенные уголки внешние. И если в жизни вам встретится человек с опущенными уголками глаз или с бровями, у которых, к примеру, внешняя часть бровей более светлая чем внутренняя, - он покажется вам грустным. Правильно, потому что из за перераспределения темнот брови получат совсем другой визуальный наклон гештальта. При этом сам может быть полон жизнерадостности и веселья. Потому что.. мы наблюдаем косую линию, которая как у Пьеро просто кричит нам о грусти.

Продолжим тему прозопологии. К примеру, мы все точно знаем как выглядит эмоция злости. Один из признаков – надвинутые брови. Человек, от рождения имеющий такую форму бровей будет восприниматься окружающими как более агрессивный.

В этом суть кастинга. Найти такого актера, который своей херологией будет сразу говорить зрителю о характере персонажа.

А как известно из психологии, наши модели поведения часто формируются ожиданиями окружения (люди часто ведут себя так, как от них того ожидают). И конечно всеобщая трансляция ожидания агрессии повлияет на агрессивность такого человека. Ну это как бежать от собаки – она погонится даже если не планировала, ведь жертва от нее этого прям ждет.

Ну или котята. Общеизвестно, что котята милые создания. Это автоматически означает восприятие человека более милым если мы увидим у него похожий паттерн структуры лица: маленький нос, большие глаза.

В этом суть феномена Твигги.

Все это позволяет нам утверждать, что строение лица имеет огромное значение. Ошибка физиогномики лишь в том, что она дерзнула взять на себя роль оракула или науки. Вот за что ее не любит научное сообщество и критически мыслящие люди. Но ее очень любят интуитивы, ведьмы и просветленные, потому что в ней много истины. Истины не доказательной, не математической, но работающей.

В следующих статьях нашей херологии мы поговорим о:

Пухлых губках

Стройных ножках

Ветвистых рожках

Владимире Высоцком

Владимире Малевине

И других частях тела разных знаменитостей.

Надеюсь я убедил вас в том, что черты лица ого го как рассказывают нам о характере человека. Вот врут они или нет о реальном характере – это науке неизвестно. Лженауке это только известно. Но поскольку «как вы лодку назовете так она и поплывет» - то и нашего предубеждения достаточно чтобы скорректировать поведение излишне жизнерадостных дебилов с опущенными глазами и подопустить им так сказать настроеньице то. Да в течение всей их грустной жизни. Да всей-то толпой… Эгегей… Нефиг, пусть не высовываются и к телкам не подкатывают, лузеры.

Ваш, с опущенными уголками глаз, но приподнятым ... настроением, главный редактор «Энциклопедии Образа и Стиля», фотограф, художник В. Малевин @malevin.art

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Фотокоучинг «Фототренер»: https://www.malevin.art/fototrener

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.