vladimirmalevin

Categories:

О проблеме динамики золотого сечения

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Сегодня отрывок из главы «Пластические основы изображения», который проливает некоторый свет на проблему противоречия центра изображения и областей золотого сечения (третей) и влияния центральных и смещенных к третям композиций на динамику изображения.

Приоритет центра

После освоения внимательного отношения ко всей плоскости изображения неизбежно возникают вопросы соотношения различных ее частей друг к другу, их иерархии. Ведь заполнив всю площадь целиком равномерно мы так же не получим произведения, как и оставив некоторые углы пустыми.

Первое, о чем следует здесь поговорить исходя из принципа приоритета наиболее важного, это приоритет центра изображения. 

Центральная часть изображения наиболее значима. Эта значимость основывается на имманентном свойстве взгляда в центр. Есть теории, описывающие это, как у Арнхейма с квадратом и его движением. 

Из этого следует, что в центре должно находится самое важное, чтобы не вызывать диссонанса: если мы смотрим то мы в центр, но что-то более важное отвлекает взгляд на периферии – это либо неприятно, либо вызывает большую динамику. 

Однако, как уже говорилось выше, абсолютная гармония как и абсолютная дисгармония – разные полюса одного и того же: отсутствия гармонии. Поэтому приоритет центра, несмотря на свою важность, уступает место позициям, связанным с золотым сечением.

Приоритет третей и золотого сечения

Золотое сечение в данном контексте – это области на картинной плоскости, соответствующие линиям, делящим ее в золотой пропорции а также точки пересечения этих секущих.

Приоритет золотого сечения пришел из психологии восприятия, где убедительно показывается, что взгляд с большей охотой останавливается в этих областях и психика испытывает при этом больший комфорт чем в каких-либо иных при прочих равных условиях.

Принцип приоритета линий золотого сечения означает, что расположенные в них объекты получают больший вес и значимость. По этой же причине, а также по причине наибольшего визуального комфорта, объекты, расположенные в этих зонах остаются более статичными, не подверженными динамике перемещения.

Казалось бы данный принцип противоречит вышеозвученному приоритету центра, но это не так. Если центр – это приоритет из психологической потребности сначала смотреть в центр, то приоритет третей – это из психологической внутрененей потребности процесс «рассмотрения» внутренним взором изображения и необходимости обеспечивать некое неравновесие, т.е большую динамику и жизнненность изображения.

Еще одно мнимое противоречие вы могли заметить. С одной стороны, объекты расположенные в третях, как указано, обладают большей статичностью, с другой, только что было сказано, это обеспечивает большую динамику. 

Как всегда, все зависит от точки отсчета. Если мы говорим о статичности объекта внутри композиции, то верно то, что объекты в третях более статичны. Однако, если мы говорим об общем свойстве изображения целиком испытывать интенции к движению, то здесь изображение с объектами в золотом сечении будут более внутренне динамичны. 

Непонимание этих нюансов рождает множество споров относительно этих принципов. Те, кто услышал о статике объектов в золотом сечении рано или поздно видят, что изображение с таким расположением вызывает большее ощущение динамики чем центрированное и, усомнившись в «правиле» начинают подвергать принцип резкой критике. Те же, кто узнал о динамичности изображения с объектами в золотом сечении, нахватавшись по верхам литературы из психологии восприятия начинают критиковать этот аспект принципа, доказывая что никакой динамики здесь нет.

Истина как всегда, посередине, если так можно выразится. Изображение и его законы сложнее, чем любой набор норм и понимание точки отсчета дает верное знание о какой динамике идет речь. А совокупное ощущение от композиции и вовсе будет зависет от суммарного впечатление от этих двух, противоречивых концепций а также от неформального содержания и еще множества факторов и всегда представляет собой некую векторную сумму ощущаемых интенций.

Можно еще сказать так: основа композиции как группы всех элементов, целостный гештальт конечно тяготеет к центру, тогда как главный объект из этих групп, второй уровень итерации масс – к смещению от центра.

 Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Фотокоучинг «Фототренер»: https://www.malevin.art/fototrener

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.