vladimirmalevin

Categories:

Базовые структурные основы организации плоскости

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Представляю вашему вниманию введение к параграфу «Базовые структурные основы организации плоскости» главы «Пластические основы композиции» 

Рассмотрев в предыдущих главах элементы, составные формы и простейшие события, необходимо перейти к более сложным, с точки зрения парадигмы событий, формам организации форм на плоскости. Никакой объективной сложности здесь нет, когда я говорю о сложном, я имею в виду всего лишь, что предлагаемые к рассмотрению конструкции просто не вписываются в парадигму «события». Они – шаг вперед. Так, если отделение одной точки от другой в пространстве можно считать событием, то симметричность - уже нет. Симметричность можно рассматривать как событие, но совсем иного порядка, это событие целостной структуры. В этом и состоит сложность интепретации последующих знаний как «событий». К счастью, в этом и нет никакой необходимости. Рассматриваемые ниже концепции можно представить как закономерности базовой организации плоскости. Это упрощает понимание, но тем, кому представленный ниже материал не сложен для понимания, имеет смысл продолжить свои размышления на тему композиции в рамках событийной парадигмы. Это обогащает интеллектуальный и практический инструментарий и сближает понимание следующих концепций с разработанными теориями Кандинского. 

Слово «базовой» в описании закономерностей взято мной не случайно. Необходимо понимать что несмотря на то, что данные закономерности уже сложны если говорить о рассмотренных ранее понятиях «точки-линии», но в тоже время для настоящих композиционных структур, с которыми имеет дело изобразительная практика – они же являются самыми примитивными закономерностями. Их даже иногда называют «приемами» что в корне неверно и ведет к упрощенному пониманию и профанации дисциплины.

На самом деле, философская проблема необходимости базовой структурной организации плоскости глубже, чем задачи освоения начальных методов создания композиционных структур. Необходимость базовой структурной организации плоскости ведет к единству материала и произведения – ценности, утверждаемой с самых начальных классов художественной школы, и, судя по работам студентов художественных вузов, не всегда осознаваемой даже к концу академического обучения. Когда перед художником предстает чистый лист, он требует активного отношения. Ван Гог писал брату «белый лист говорит мне что я ничтожество». Активное отношение означает, что из небытия будет выхвачено произведение в его не только внутренней целостности, но и в целостности по отношению к листу. И соблюдение целостности листа и композиции – базовое художественное педагогическое требование, которое существует в неформализованном виде просто как констатация такой необходимости. Формализовать это требование, подробно описать что имеется в виду под «целостностью листа» и как это достигается - и есть главная задача этой главы.

Если говорить проще, то все рассматриваемые базовые структурные законы организации плоскости относятся к проблеме заполнения площади, а именно, к решению, где как расположить элементы, сколько оставить пустот и т.п. Эти моменты необходимы к пониманию и изучению, но применение только их не приводит к созданию стройной композиции.  Также как применение таких простых методов или  приемов организации крупных музыкальных форм как транспонирование, создание нотных гармонических рифмованных интервалов или переход в параллельную тональность, - со всей очевидностью не приводят к сочинению настоящей музыки. Хотя такие приемы и создают подобие музыки (для неискушенного вкуса), на чем и основаны алгоритмы деятельности секвенсеров. Работа автоматических алгоритмов секвенсеров приятна на слух и зачастую воспринимается как музыкальный стиль, но, еще раз, это только для очень неразвитого, неискушенного слуха. Нужно понимать, что грамотная композиция это соединение как базовой структурной организации, так и внутренней гармонии пятна, представляющего собой сущностную основу формальной композиции.

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Фотокоучинг «Фототренер»: https://www.malevin.art/fototrener

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.