vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Гендерные особенности восприятия изображений

Рубрика: Композиция


Как думаете, отличается рассматривание изображения мальчиками и девочками? Особенно если там обнаженная натура? Правильно думаете ;) А вот один из испытуемых был не согласен и вот что у меня есть ему сказать…

На курсе по композиции, на котором мы проводили следующий эксперимент, все были девочки и только один мальчик. Когда мы закончили исследования я позволил себе пошутить: на картинке есть голые девочки и сдается мне, что в конце эксперимента точно будет без подписи по карте внимания видно, - кто смотрел мальчик или девочка. На что мужчина сразу принял оборонительную позу: мол я взрослый человек и когда рассматривал такой ерундой как смотреть на голых девочек я не занимался, меня грит интрересовала прежде всего, эстетическая сторона изображения. Я грит весь в кино, в искусстве и вообще женат и полностью удовлетворен. Какая же была в группе ржака, когда мы начали смотреть результаты… Как же был удивлен наш мужчина, когда обнаружил, куда как и сколько он на самом деле смотрел.

Представляю вашему вниманию запись этого эксперимента траектории движения зрачка глаза. Очень серьезных выводов из одной записи мы сделать не можем, но интересно понаблюдать за тем как человек рассматривает незнакомое ему изображение.



Да, надо отметить, что каждый испытуемый видел это изображение впервые и когда очередной проходил процедуру записи, остальные не присутствовали, т.е. не было возможности заранее увидеть изображение.

На видео можно заметить, что начинает человек рассмотрение с правого верхнего угла. Противоречит ли это известной теории Кандинского (описанной Лапиным, кстати без ссылки на первоисточник) о входе-выходе, лево-правой ориентации? Нет, но нужно сделать уточнения: процесс рассматривания с помощью движения зрачка не равен восприятию. Восприятие мгновенно, разглядывание – длится во времени. Когда Кандинский говорит о том, что левое первично, что восприятие отдает предпочтение левому, он не говорит о разглядывании, а о более глубоких психических механизмах восприятия.

Затем мы видим процесс более детального разглядывания приоритетной части изображения – золотой ткани. Именно эту часть испытуемый выбрал для первоначального разглядывания после моментального восприятия изображения. Почему? Для ответа на этот вопрос нужно проводить подробное исследование конкретного «пациента», а пока можно предположить, что, и согласно личному опыту, среди первичных центров восприятия один из наибольших весов (в ряду с белым, контрастным и другими известными приоритетными зонами) имеет золотое, и мы наблюдаем выбор именно золотого как результат индивидуальных предпочтений.

Далее необычная остановка на пустой фактуре. Пока объяснить этого я не могу. Из предположений: большая пустота посреди насыщенных фактур вызывает желание обнаружить там хоть что-нибудь. Возможно это глубинный механизм попытки определения пола. Поскольку испытуемый – мужчина, то наверное мы можем сделать догадку о том, что на картине, где изображены несколько привлекательных женщин а также стерегущий их соперник, красавец и предположительно самец, одна из первых задач – это удостоверится, действительно ли это самец или может быть это одна из самок.

Далее идет быстрое сканирование максимально насыщенной контрастами и фактурами области, в которой находятся первичные половые признаки ряда женщин. После чего взгляд возвращается к большому существу – очевидно самцу, сопернику, а также угрожающему персонажу. Как мы видим из тепловой карты, угрожающая зона морды соперника вызывает вообще повышенный интерес. Что логично – нельзя приблизиться к желанному стаду самок, пока не устранен опекающий их самец.

Обратим внимание на то, что разглядыванию морды оппонента посвящено достаточно большое время. Взгляд все время возвращается от глаз к носу, к зубам и обратно. Испытуемый пытается прочесть намерения и оценить степень опасности.

Когда опасность оценена, можно и поразглядывать вожделенную добычу - 00:35. Но недолго, не более пары секунд, ведь надо оценить реакцию самца на такие вольности – 00:38. И снова с пристрастием в течение аж 7 секунд изучение морды. Бить будет?

Нет, пока все ок, бить не будет, можно подольше порассматривать гарем. 00:48-1:14. Очевидно что угрозы нет, поэтому наглость растет. Тут мы уже позволили себе целых 28 секунд разглядывать вожделенных самок. По случаю, раз уж оказались рядом с краем изображения, заскочим посмотреть в угол – нет ли там какой опасности или чего интересного. Или даже просто красивой текстуры, - все же давайте отдавать себе отчет что эксперимент проводится в студии и рассматривается произведение искусства, а не в диком лесу с камерой на голове испытуемый вышел на гориллу с самками и вокруг никого. Конечно же глубинные психические механизмы, доказано, работают и при рассмотрении картинок в уютной безопасности, но, тут как в кино – вроде и переживаешь за героя, но вроде и знаешь что ничего не случится с ним. Так что несколько секунд можно отдаться красоте. Ну а потом опять, конечно же – голые девки с 1:24

Давненько мы не косились на самца, наглость конечно второе счастье, но не ровен час… Еще разок оценим угрозу. 1:25-1:36. И снова с пристрастием – аж целых 10 секунд. Казалось бы, ну чего там ты еще не видел? Ан нет, 10 секунд.

И снова угрозы нет, ура, давай пора-па-бабам. 1:36-1:58 18 секунд. Все длительней становятся заходы. Все ниже и наглее проникает взгляд.

1:58-2:03 Минутка прекрасного (ну, точней пять секунд, самки ждут). Обзор окружающих райские кущи текстур.

А потом снова – сиськи! Но не долго, шесть секунд - надо проведать приятеля. Но не долго, пары секунд хватит чтобы понять что дурилка картонная выдала карт-бланш на разграбление цветника, поэтому дальше, пабабам.

Еще раз проверим на 2:16 не ошиблись ли мы, подозрительно спокоен товарищ, а может это все же самка? Не понятно… Тогда еще аж 10 секунд на рожу. Ну и рожа у тебя, Володя.

Традиционные несколько секунд сисек. Потом 15 секнуд фактур-текстур. И снова целенаправленно на сиськи. Но сразу ясно что эта осетрина второй свежести, поэтому две секунды – и дальше.

Обращаем внимание на то, что где то с этого момента или чуть раньше внимание испытуемого привлекают уже менее объемные участки – более мелкие текстуры, украшния на волосах. Сначала зритель выясняет самые важные, крупные вопросы, и лишь потом закапывается в мелочах (если картинка конечно стоит того чтобы туда закапываться. В современной фотографии чаще всего происходит уход зрителя после первых же секунд). Идут в ход те зоны, которые еще не были посещены. Но мимоходом конечно же цепляем самое вкусное. Сиськи письки. Оставленные на сладенькое

3:10 контрольный конкурента. И еще раз – мальчик или девочка. Опять на всего конкурента уже сакральные 10 секунд.

Небольшой заход в неизведанное и… Опять к конкуренту?! Ну на пару сек… Ок.

3:28-4:18. Достаточно большой отрезок времени посвящен текстурам и непосещенным еще уголкам. Обратите внимание, первичные половые признаки обходятся. Разглядывается то, что между ними – узоры, фактуры. Сдается мне что после выяснения вопроса «чего там самого интересненького» и выявления того, что это интересненькое все же знакомо, да к тому же проигрывает по информационной насыщенности текстурам, было принято решение наконец то, после удоволетворения животных потребностей, прямо по Маслоу, перейти основательно к вопросам духовным, эстетическим.

4:18-4:21 беглый контроль конкурента

4:22-5:22 еще один, еще больший заметьте, отрезок времени – текстуры и неизведанное. В течение его иногда моментальные проверки соперника.

5:22-5:38 Давно мы уже не возвращались основательно к альфа-самцу. И надо подольше изучить уже давно знакомые черты.

Тепловая карта эксперимента:


Тот же эксперимент, одно из "женских" изображений:



Выводы
1. Первым делом самолеты. Грозный конкурент – это вопрос жизни и смерти
2. А девушки потом
3. Удовлетворив животные интересы, по Маслоу, тянемся к искусству.
4. Цикличность. Сначала главные вопросы и массы, на следующих итерациях – ныряем туда же, но сканируем глубже.


Copyright © Владимир Малевин
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok
Tags: #Владимир_Малевин, #Композиция, #Обработка, #Обучение, #Печать_фотографий, #Творческий_пинок, #Фотография, #Художник, #Цветоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments