vladimirmalevin

Categories:

Король правда и красота застуканы в голом виде с Малевиным

Рубрика: Энциклопедия образа и стиля

Продолжаю публикацию отрывков из нового проекта «Энциклопедия образа и стиля» https://www.instagram.com/beauty_ency/  где я выступаю главным редактором и составителем. Через год-два это будет печатное издание, а пока проект ведется в рамках информационного обеспечения компании «Мой Салон» https://mysalon.pro/

Друзья, мы продолжаем с вами рассуждать на темы красоты образа и стиля. И конечно же, нас, как художников, творцов, волнует мысль о том что такое красота. Ведь ответив на этот вопрос мы откроем философский камень, который поможет нам самим создавать красоту вне зависимости от вдохновения – просто механически. Но, какое счастье, что это невозможный идеал, к которому можно лишь бесконечно приближаться! Ведь в противном случае красоту можно было бы поставить на конвейр, поставить ее на услужение золотому тельцу. А стремление к этому идеалу дает человеку цель, мечту, интерес к жизни и его творческой работе.

Итак, красота. «Вещество» эфемерное. Человек считает красивым не только то, что красиво в том смысле, в котором красоту понимали древние греки, а именно: соразмерно, пропорционально, приятно любому глазу, но и то, что модно, навязано обществом, престижно… Да бог весть что еще. И если человек может отделить мух от котлет – это прекрасно. А если нет.. то вот тут и начинаются бредовые выискивания в черном квадрате сотен оттенков черного и попытки найти там осмысленные фигуры и даже, как сказано в одной досужей статье, "всю живопись мира"..

Кстати вот что писал о гармонии  выдающийся теоретик возрождения Леон Баттиста Альберти: "Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей ( числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармони - упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту... И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей". Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного - это гармония[2]. Именно так считали и те самые гревние дреки, у которых красота и гармония были, фактически, синонимами. 

Но, как было сказано, не только чистую гармонию сегодня почитают за красоту. Давайте разберемся.

Из психологии известно, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа[1]

Воспользуемся этим знанием чтобы в восприятии красоты выделить три типа восприятия. Это поможет нам для последующего понимания того, что происходит в современном искусстве и обществе и отделения голых королей от королев.

Тип 1. Интуитивный, сенсорный (чувственный).

Человек чувствует красоту интуитивно, это зашито в подсознание от природы. Произведение может быть воспринято даже только на этом уровне, без включения двух осталных типов, перечисленных ниже. "Нравится, прелестные цвета, нежно, как ярко!" - вот такие эмоциональные отклики рождаются при сенсорном чувственном восприятии. 

Тип 2. Внешняя информационная катализация 

Раскрытие этого типа можно предварить цитатой "Искусство это не что а как." Смотря на ту же Джоконду человек может и не почувствовать интуитивно (сенсорно) совсем ничего. И тогда быстрый на выводы делает следующий "обычная картинка чего все преклоняются". Но если показать человеку как сложно сделать это сфумато или как сложно добиться светящегося цвета и гармоничной гаммы на картине «Мадонна Лита», то через знание о сложности придет и чистое позитивное эмоциональное восприятие, которое настолько близко к интуитивному сенсорному (первому типу) что даже отличить одно от другого может и не получится. 

Известны такие случаи вошедшие в историю как анекдоты. Например про Фаину Раневскую и Мону Лизу: "Когда в Москву привезли Мону Лизу, все ходили на нее смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила: «Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!" 

Опасность выглядеть в глазах окружающих неподобающе является мощным фактором, деформирующим естественную сенсорную природную способность восхищаться прекрасным и отторгать ужасное. Ведь сначала это делается против внутреннего ощущения, в угоду общественному мнению, а со временем полагание о прекрасности становится имманентным и даже замещает природные механизмы. Есть люди, которые «искренне» восхищаются вот такими шедеврами Пикассо

Не отрицая гениальности, смелости мазка и лепки формы, свободы и действительно шедевральности работы нужно понимать, что можно назвать прекрасным, а что нет, где уродство заместило собой красоту прокравшись тайными ходами в наше сознание.

Тип 3. Внутренняя информационная катализация.

Речь о внутреннем тщеславии. Механизм такой: мы видим нечто, не вызывающее эстетического восхищения. Например портрет Пикассо. Или линейную абстракцию Мондриана. Однако, угадываем посыл автора, зашифрованное послание. Угадываем не с бухты барахты а вследствие накопленных знаний, опыта, багажа. Возникает чувство собственного превосходства, значимости (мы знаем то, что не знают другие).

Ну а с течением времени происходит замещение понятий, утрачивание смысла ритуалов с сохранением лишь внешней стороны и работы обрастают мифами и общественное поклонение голым королям рождает в нашей душе отклик и нам начинает сначала как бы нравится а потом мы уже и уверуем в то что смотрим на красивое. 

Красота навязанная барби

Но, все это необходимое вступление о красоте вообще, которая, понятно, что есть совершенно неуловимая категория. 

Поэтому давайте-ка с позиций знания о восприятии красоты посмотрим, как современное общество трактует красивое. 

Ведь эти люди с собой такое сделали. А значит они считают это красивым. Ведь сделать с собой что-то, что полагаешь отвратительным, способны, наверное, только психически больные люди, поскольку красота, гармония, структура – базовые психические механизмы и потребности человека, зашитые в самое ядро самозащитного механизма психики. Т.е. стремление к порядку и красоте, противостояние т.о. смерти хаосу и энтропии – это суть человека и его нарушение сродни паталогическому членовредительству.

Так кто же те люди, которые вставляют себе рога? Больные? Увидевшие «иную красоту»?

Ну пусть рога, это крайний случай, это инфернальное, не будем трогать. Но вот стройными рядами выстраиваются любительницы прокачать бюст

Или губы

А целая вселенная барби-герл удаляющих ребра ради приближения к идеалу?

Новое поветрие – красота «плюс сайз».

Ну понятно, что индустрия моды выдумала это для продаж. И понятно, что ни у одного приличного человека не повернется язык назвать «плюс сайз» женщин толстыми или некрасивыми (у меня точно не повернется). Это же харрасмент и неполиткорректно. Да если оставить шутки, то конечно они красивы, потому что красота внутри. Хаха, самое смешное что лицо у таких моделей все еще следует канонам глянцевой красоты. Так вы эта, дорогие защитники нестандартного, идите дальше! Пусть модели плюс сайз будут с лицами буфетчиц, а не упитанных барби. Слабо?

Вот вам все нестандарты в одном: плюс сайз, плюс интерфейс (морда лица), плюс народный мейк. А то ишь... Делают там мейки себе профессиональные... А обычному человеку каково? Харраааасмент!! Защитим права народа. Надо чтобы в джинсы облачились самые отсталые слои населения! (хм, эту шутку заценят лишь те, кому за сорок)

Только есть простой тест дорогие мои политкорректные умники (обращаюсь к тем, кто успел уже мне прооппонировать на похожу тему из гораздо более скандальной статьи, увидевшей свет ранее), узревшие красоту внутри, блещущие широтой взглядов, пышными формами всего туловища, феминизмом или политкорректностью. Я называю его тест на голого короля. Возьмите ребенка и покажите ему две модели «плюс сайз» и стандартную. И спросите кто красивый. И все. И это без наездов на барышень плюс сайза ни в коем разе, потому что они красивы и красота в энергии и красота внутри и когда любишь человека – не важно какой он снаружи... И все такое. Любишь душу и сердце, поэтому, конечно, на каждый товар есть свой купец. Но в который раз призываю, давайте отделять мух от котлет а настоящую красоту от наносного безумия. 

Да елы палы, просто выберите из пары картинок на что вы пойдете смотреть в музей и не делайте мне больше мозги.

И вообще, будьте как дети ,потому что их есть царствие небесное.

Ваш, голый, главный редактор «Энциклопедии Образа и Стиля», фотограф, художник В. Малевин @malevinart

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Фотокоучинг «Фототренер»: https://www.malevin.art/fototrener

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.