Categories:

А ВЫ ЗНАЕТЕ ПОЧЕМУ ПАРИК – САКРАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ?

Рубрика: Энциклопедия образа и стиля

Продолжаю публикацию отрывков из нового проекта «Энциклопедия образа и стиля» https://www.instagram.com/beauty_ency/  где я выступаю главным редактором и составителем. Через год-два это будет печатное издание, а пока проект ведется в рамках информационного обеспечения компании «Мой Салон» https://mysalon.pro/

А ВЫ ЗНАЕТЕ ПОЧЕМУ ПАРИК – САКРАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ?

Ранее мы начали разговор о шляпке и ее сакральной сущности. И прежде чем я открою вам самые сокровенные тайны, сорвав с Изиды парик, нам просто необходимо, следуя канонам энциклопедического формата, выяснить как глубоко в веках сокрыта эта тайна. А также, какая связь у шляпы и главного Beauty-атрибута - волос (ну конечно она чуть интереснее чем тот факт что шляпа с волосами - непосредственные соседи). Попробуйте догадаться не читая дальше и пишите в комментарии что догадались! 

За многовековую историю головные уборы были предметами практическими, и символическими, юмористическими и политическими. Более чем другие детали, они выражали дух времени, вкусы и социальное положение людей.

Когда и кто первым надел головной убор, определить нельзя. С ледникового периода пришлось придумывать защиту от холода и ветра и появились меховой капюшон и шапка-малахай. 

малахай
малахай

У кочевников в степи появился войлочный колпак с наушниками. От него, кстати, пошла русская шапка-ушанка. У жителей жарких краев была другая проблема — палящее солнце, поэтому появились шляпы с широкими полями. Говорят, что первым таким убором стал греческий петасос, созданный богом Гермесом.  Он стал родоначальником всех стетсонов, сомбреро, панам и других шляп. Азия изобрела закрывающую лишь макушку маленькую шапочку: тюбетейку и кипу (хотя и там было несомненно, жарковато!)

петатос
петатос

Но задолго до всего этого головные уборы выполняли другие задачи, например - удерживали волосы, которые нельзя было остригать как источник силы у мужчин (вспомните как лишился силы богатырь Самсон) или плодородия (у женщин). 

Далила показала сисьски и Самсон размяк. Понимаем.
Далила показала сисьски и Самсон размяк. Понимаем.

Волосы часто создавали помеху видеть и трудится, а иногда и даже представляли опасность для жизни. Вспомним библейского Авессалома, который, спасаясь от преследователей, запутался волосами в ветвях. Все это послужило причиной создания узлов, кос, создания причесок. 

Однажды в студеную зимнюю пору лошадка прилипла Авессаломом к забору
Однажды в студеную зимнюю пору лошадка прилипла Авессаломом к забору

Более того, историки утверждают, что первые головные уборы были сделаны из собственных волос! Нуэры и ланги Южного Судана до сих пор их используют. Когда изобрели ткани, то начали скреплять волосы повязкой, а бедуины придумали таким образом куфию. На востоке платок превратился в тюрбан и чалму.

Нуэр
Нуэр

В Древнем Египте, головные уборы тоже делались из волос, но только … чужих! Все египтяне и египтянки, кроме рабов, брили головы, а из отходов делали парики, которые на ночь снимали. 

Афигеть какая красота, такой бы и я поносил!
Афигеть какая красота, такой бы и я поносил!

А вот и ответ на вопрос в начале статьи: вдумайтесь, ведь парик – это гибрид головного убора и волос! Переходное звено эволюции, медиум и в этом смысле вещь знаменательная и сакральная, заслуживающая отдельной статьи. 

А убедит вас в этом пусть тот факт, что искусство создания париков (постижерное искусство) – настолько уважаемо и почитаемо, что один из постижеров (С.Е. Мещеряков) удостоился единственной государственной награды в этой области!
 

У египтян была другая функция головных уборов - определять место их носителя в табели о рангах. В китае официально придворным было дано право носить на шапке перья павлина, жемчужины, шарики из нефрита и коралла, чтобы важную персону было видно издалека. У индейцев Северной Америки головной убор помогал определять число снятых скальпов. 

В Африке вожди украшали голову ермолкой из шкуры леопарда, на Гавайях — шапкой из перышек красного кардинала, в Новой Гвинее - перьями райской птицы. 

Шляпное искусство в Европе продолжает развиваться, но на наших улицах женщина в шляпе — редкость и экзотика. Надеть настоящую шляпу, а не бейсболку, может позволить себе только женщина с безупречным вкусом. 

Ну а в следующей статье мы наконец сорвем с Изиды покрывало. Хотя это и опасно…

Ваш бесстрашный с Изид срыватель покрывал, главный редактор «Энциклопедии Образа и Стиля», фотограф, художник В. Малевин @malevinart

История написана по материалам следующих изданий:

Буровик  К. А. Родословная вещей. — М. : Знание, 1991. 232 с.

Жилина  Н. Русский ювелирный убор / Н. Жилина // Родина. — 2002. — N 11/12. — С. 160-165 : ил.

Кирсанова  Р. Все дело в шляпке / Р. Кирсанова // Родина. — 2003. — N 7. — С. 98-99 : ил.

Шохина  Т. Шляпка, вернись! / Т. Шохина // Крестьянка. — 2005. — N 10. — С. 88-92.

Эрлихман  В. Дело в шляпах! / В. Эрлихман // Вокруг света. — 2009. — N 1. — С. 14- 22 : ил.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Фотокоучинг «Фототренер»: https://www.malevin.art/fototrener

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.