Categories:

ЭЛЕМЕНТЫ И СОБЫТИЯ: ВВЕДЕНИЕ

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Сегодняшний отрывок из главы «Пластические основы теории композиции» — он начинает рассмотрение композиционного алфавита: визуальных элементов и происходящих с ними событий.

Задачей этой части является обзор, классификация простейших элементов а также базовых форм их взаимодействия. В рамках единой теории композиции необходимо совершить обзор их ключевых свойств и привести все их множество к единой классификации. Попутно выделим основные проблемы и важнейшие направления развития.

Первым, следует обозначить, что большинство концепций, правил или законов, (некоторые называют их даже средствами так автор Сомов говорит, к примеру, о ритме) - на самом деле таковыми не являются. При отсутствии единой теории композиции базовым формам взаимодействия элементов присваивались самые разные названия. Конечно это был беспорядок. Но после упорядочивания понятий в стройную систему проведенных в рамках настоящей Теории, такие вещи как ритм, диагональ, рифма со всей очевидностью предстают ничем иным как формами взаимодействия элементов композиции. 

Элементы – это от «элементарный» т.е самый простой неделимый. Происходит от лат. elementum «первичная материя, стихия; первоначало». Элементом мира является частица, атом, из них все состоит. Элементом языка является буква. Только из буквы складываются слова и лишь потом предложения и текст. Проще буквы и атома нет ничего.

Композиция – это высказывание на языке изображения. Поэтому, элементами композиционного языка является точка пятно линия и пауза. 

Начиная изучать композицию мы начнем с самого простого двигаясь постепенно в сторону более сложного. В главе «Психофизиологические основы теории композиции» мы говорили о нейросетях и их чистом состоянии до появления некоей концепции. Так вот, разговор о событиях, элементах и самых примитивных происходящих в композиции явлениях с самыми простыми элементами – это ни что иное как установление первичных связей, включение нейронов, способных воспринимать информацию о сложных структурах. Нет никакого смысла говорить о тональной целостности или композиционном единстве крупных форм до того как в голове не укрепились прочные идеи о пятне, его положении на картинной плоскости, о характере формы и ее способностях устанавливать связи с соседними формами, о характере точки и ее отношениях с линией. Это, еще раз, азбука, алфавит, из которых только состоит вся композиционная теория и при кажущейся простоте воспросы здесь рассмотренные следует не просто изучать со всей тщательностью, рекомендую размышлять над ними, медитировать и впитывать со всей серьезностью как будто перед вами теория относительности. Потому что от качества восприятия этого материала будет серьезным образом зависеть все дальнейшее понимание композиции, а как показывает практика у нормального человека, даже у художника зачастую, совершенно отсутствуют или дремлют те области в мозге, которые способны воспринимать все эти такие простые но такие далекие вещи. Поэтому для начала давайте начнем будить спящие нейроны. 

ЭЛЕМЕНТЫ И СОБЫТИЯ В МУЗЫКЕ 

Для того, чтобы понять композицию, нам нужно привести некую аналогию т.к. область очень сложна – как показывают психологические исследования человек не оперирует в своей жизни такими абстрактными категориями. Мозг прям таки кипит при встрече с незнакомым. Это похоже на то как если вы начали выполнять физическое упражнение, задействующее мышцы, которые в обычной жизни вами не использовались и при всей его простоте вы чувствуете огромное напряжение и боль в мышцах, находившихся до этого в спящем состоянии.  Мозгу нужна помощь в виде аналогии. И эта аналогия, это знакомое - музыка. Если мы не приведем аналогию, то нам попросту не на что будет опираться при анализе. Останется только «линейка» в виде математики и геометрии, которую мы в полной мере взяли в предыдущей главе «Структурно-информационные и физико-математические основы теории композиции» , однако сейчас я предлагаю временно отказаться от этих сухих аналитических инструментов и больше перейти к интуитивному, к чувствам, к подсознательному, к музыке. Впоследствии, в главе завершающей основную теоретическую часть набором практических инструментов, в главе «Парадигмы и методы организации плоскостного изображения» мы в полной мере используем весь арсенал – и физико-математических, и психологических и чувственных инструментов как комплекс для создания разносторонних и богатых по содержанию формальных композиций. Но сейчас давайте забудем об алгебре и погрузимся в гармонию, примером и эталоном которой является музыка.

Многие мыслители уподобляли музыку и визуальную красоту. Шопегнауэр называл архитектуру застывшей музыкой. Кандинский говорил о композиции, применяя музыкальные аналогии. Это не случайно. Действительно, между музыкой и визуальным, композицией не просто много общего, у них единая суть. И эта суть – структура. Музыкальное произведение состоит из элементов, простейших неделимых элементов – нот. Нот всего 7. Но какое разнообразие музыки. Все это возможно только путем обычного комбинирования и создания структур. С композицией то же самое. Точка линия пятно. И все их сочетания дают огромное разнообразие визуального. Структуры здесь и структуры там. Но если музыка понятна каждому интуитивно, то восприятие композиции – это то чему нужно серьезно учится. Даже восприятию, не говоря уже о сочинении. Поэтому нужна аналогия с музыкой и она не просто оправдана а она и есть прямое понимание сути композиции. Поэтому аналогия может быть очень плотной.

Итак для начала разберемся, что является первичным элементарным действующим лицом в музыке и что с ним происходит. Иначе говоря, какие трансформации первичного элемента музыки приводят к появлению сложных музыкальных структур. Эти трансформации мы назовем событиями. Определив с чем происходят события, какие бывают события и характер всего этого мы получим уверенные ключи для понимания мира визуального.

Совершенно очевидно, что главным субъектом, первичным неделимым элементом является нота. Проще ноты нет ничего. Нота это короткий звук. Мы привыкли, что ноты – это некие события во времени. Однако на нотном стане они выглядят как субъекты, а при исполнении становятся событиями в тишине. В композиции примерно так же. Пятна и линии – это элементы, субъекты, а при разглядывании, погружении в композицию с ними происходят события. Помимо нот в музыке имеются и Интервалы – паузы. Эти периоды тишины также субъекты и события одновременно.

....

Дальше о визуальных событиях точек пятен линий и их аналогии с музыкой читайте в полной версии книги «Теория композиции»


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.