Categories:

Глава "Пластические основы теории композиции". Введение.

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Рассматриваемые ниже концепции представляют закономерности базовой организации плоскости. 

Философская проблема необходимости базовой структурной организации приводит нас к отношению художник-пространство, к философии проблемы творческой личности и реорганизации миропорядка ею. Когда перед художником предстает чистый лист, он требует активного отношения, а это предъявляет повышенные требования к глубине личности человека. Ван Гог писал брату «белый холст говорит мне что я ничтожество и ничего не умею». Активное отношение означает, что из небытия будет выхвачено произведение в его не только внутренней целостности, но и в целостности по отношению к листу. 

А соблюдение целостности листа и композиции – базовое художественное педагогическое требование, которое существует в неформализованном виде просто как констатация такой необходимости. Формализовать это требование, подробно описать что имеется в виду под «целостностью листа» - и есть главная задача этой главы.

Отметим, что целостность самой композиционной структуры – это другая задача, хоть и весьма близкая, но отличающаяся предметом. Правда, ситуация осложняется тем, что в результате и целостность плоскости и целостность композиционной структуры должны быть приведены к общей целостности произведения – только тогда наступает действительно художественное произведение. Но ничто не мешает нам рассматривать эти задачи поэтапно. В настоящей главе мы рассмотрим структуру картинной плоскости а в следующей – целостность композиционной структуры.

Если говорить проще, то все рассматриваемые вопросы в данной теме относятся к проблеме заполнения площади, а именно решению где как расположить элементы, сколько оставить пустот, в каком соотношении гармонично разделить плоскость на главные зоны и т.п.

Эти моменты необходимы к пониманию и изучению но нужно отметить, что применение только их не приводит к созданию стройной композиции как применение транспонирования или перехода в параллельную тональность как приемы организации крупных музыкальных форм со всей очевидностью не приводят к сочинению гармоничной музыки. Нужно понимать что грамотная композиция это соединение как базовой структурной организации, так и внутренней гармонии пятна, представляющего собой сущностную основу формальной композиции.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.