Categories:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Отрывок из главы «Структурно-информационные и физико-математические основы теории композиции» 

Суперпозиция динамических объектов

Рассмотрев структуру композиции, ее объекты и их особенности, перейдем к рассмотрению их взаимодействия

Во взаимодействии объектов в структурном аспекте основной вид – суперпозиция. Это математическая метафора, которая означает векторное сложение. Применительно к композиции она означает сложение направлений, влияний, визуального веса и т.п.. Так, если одна линия идет вправо другая вверх, то в целом результирующее движение, создаваемое этими линиями будет по диагонали вправо вверх.

Также сложение влияния, психологического воздействия применительно к линиям определяет закон «нулевого угла» в равновесии, о котором речь пойдет чуть позже, в главе «Пластические основы теории композиции». Сейчас же хотелось бы остановится на главном явлении, описываемом суперпозицией – это суперпозицией композиционных групп.

Суперпозиция композиционных групп 

Композиция сложное явление. Когда дают определение композиции – то всегда это только часть правды. Так, когда надо дать представление об анатомии человека, то для простоты восприятия не показывают все сразу, а делают разные таблицы для разных систем: костной, мышечной, кровеносной, нервной... В географии тоже существует множество карт: физическая, политическая, экономическая, геологическая и т.д., и все они описывают лишь стороны одного явления – поверхности планеты во всем ее многообразии.

Суперпозиция композиционных групп – это новая концепция в композиции. Раньше ее введение было попросту невозможно, поскольку композиция не рассматривалась как совокупность такого количества сложных структур, которое невозможно изобразить или помыслить единовременно. Всегда говорилось о некоем соединении частей, плавающих на плоскости в единое целое, иногда расчерчивались геометрические схемы, но не более того. Максимально сложная концепция, которая встречается в литературе – это разделение на черное и белое (так лапин пишет что черное и белое – две самостоятельные композиции)[1].

В ситуации, когда композиция предстает целым рядом сложных структур необходима концепция, позволяющая, одновременно, рассматривать их дифференцированно и во взаимосвязи. Дифференцированность нужна для анализа каждой структуры в отдельности а общность – для моделирования процесса восприятия, который воспринимает все единовременно. В терминах, взятых в главе «Психофизиологические основы теории композиции» можно сказать что дифференцированно композиционные группы определяют сканирование визуальных образов в памяти и накопительное восприятие а вместе – моментальное восприятие гештальта.

Рассматривая различные способы построения схем в главе «Создание композиционных схем» мы увидим, что схемы можно строить по-разному, отталкиваясь от разных сущностей. Главным правилом в построении схем единство сущности: несмешение форм, цветов и т.п., что соответствует принципам работы психики, которая разделяет изображение на разнородные схемы. 

Зрительную систему человека в соответствии с гипотезой, выдвинутой профессором В. Д. Глезером, можно рассматривать как нейрофизиологический механизм, реализующий некоторые принципы голографии, важными аспектами которой являются целостное восприятие и запоминание полученной информации. Опыты, проведенные в лаборатории профессора, показали, что зрительный аппарат человека построен по принципу многоканальной системы. Каждый из этих каналов работает независимо и передает информацию о какой-то одной характеристике зрительного образа: форме, размере, цвете, местоположении, яркости и т. д. Важнейшим зрительным каналом является канал передачи сведений о форме 

При анализе композиции необходимо отталкиваться от аналогичных «каналов». Можно выделить следующие виды разделения композиции на схемы (или композиционных группы, или каналы аналитического восприятия):

1. Черное

2. Белое

3. Серое

4. Цветное (каждый цвет – отдельный канал)

5. Объекты

6. Линии 

7. Пятна

8. Линии силы

Мы воспринимаем все каналы в совокупности и для распознавания отдельных каналов требуется практика. Однако, как показывают эксперименты, эти композиционных группы внутри психики автономны настолько, что неравновесная композиция тональная может быть запросто уравновешена линейной или цветовой или объектной.

Помочь осмыслить такую сложность может концепция слоев. Каждый слой композиции представляет собой отдельно воспринимаемую сущность (или выделяемую логически на основе единства входящих в нее элементов, что не отрицает возможности единовременного и отдельного ее восприятия) которую схематически можно изобразить на прозрачной пленке так, чтобы другие прозрачные пленки других композиционных аспектов положенные в стопку друг на друга были видны одна сквозь другую. Подобным образом делается анимация мультфильмов на целлулоиде или устроены слои в программах редакторах графики.

Когда мы пытаемся выделить с вами и проанализировать отдельно равновесие темных пятен или объектов или светлых пятен – это мы только тренируем наше восприятие. В реальности восприятие картинки происходит сразу по всем этим параметрам (и только где то в глубинах психики они снова разделяются но уже вне нашего сознания для взвешивания и хранения как отдельных гештальтов). 

Темные пятна уравновешивают линии, объекты пятна цвет и т.п. все это находится в сложном балансе.

Именно поэтому, когда мы говорили о возможном проценте погрешности в определении равновесия мы говорили о более чем тридцати-пятидесяти процентной погрешности в реальном изображении. Да, на схемах, использованных в экспериментах имеют значение даже 5-10 процентов неравновесия и это бросается в глаза. Но в реальном изображении все слои находятся в столь сложном балансе, что всегда один уравновешивает другой.

Более того. И это можно записать как один из важнейших методов композиции: даже необходимо смещать баланс в разные стороны и разделять его между слоями, иначе изображение будет скучно. 

Интерференция 

Говоря о композиционных группах и сложении частот форм только в аспекте термина «суперпозиция» мы теряем одно из важнейших свойств композиционного сочинения, которое может быть получено после сложения нескольких композиционных групп, а именно – внутренние связи, поскольку суперпозиция – это простое сложение. Тем временем именно в результате сложения композиционных групп и форм может быть получено то самое заветное качество композиции как его ощущаемая целостность, то самое «божественное присутствие» как проекция более высокого уровня абстрации на более низкий, о которых речь пойдет в главе «Онтология и философия композиции». Конечно, в идеале, способ получения этих вожделенных внутренних связей должен быть интуитивным. Но коль скоро мы постулируем цельность и практическую целесообразность настоящей Теории, то нуждаемся в инструменте, методе, демонстрирующем ее практическую применимость. И одним из главных инструментов, вне всякого сомнения, будет интерференция.

Интерференция – это тоже сложение, однако его результатом является не булева операция дизъюнкции, как это имеет место в результате суперпозиции, а аналогичные операции коньюнкции или инверсии.

Т.е. то же что про суперпозицию говорили, но нужно учесть что они не просто складываются, а гасят друг друга, образуют новые массы, то есть создают новые сущности из комбинаций слоев. Это как раз тот случай когда целое не равно сумме частей, т.к. то новое что образуется из композиционных слоев всегда больше интереснее чем частности и обладает совершенно новыми свойствами.

Интерференцию в композиции можно рассматривать в аспекте композиционных групп а также в аспекте наложения частот размеров форм.

    

[1] А. Лапин «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом». с 70


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.