Categories:

Формализация визуального веса объекта

Вкалывают роботы


Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Сегодняшний отрывок из главы «Структурно-информационные и физико-математические основы теории композиции» 

...Когда говорят об акценте и соподчиненности то всегда руководствуются интуитивными категориями. Кажется, вполне естественным понимать что человек смотрит сначала на одно потом на другие и кажется что всем очевидно что из этого первое а что второе. Приводят и эксперименты по отслеживанию движения зрачка, но их интерпретация обычно заканчивается удобным автору вариантом. Для того чтобы формализовать этот вопрос необходимо ввести понятия визуального веса.

Визуальный вес – это психологическая характеристика формы по способности привлекать к себе внимание. Образуется из суммы весов цвета, формы, размера и может быть измерена с помощью психологических экспериментов и отранжирована по цифровой шкале. 

Как представляется наибольший вклад в визуальный вес имеет размер и за ним, цвет. Наименьший – фактура. Также, факторами, которые необходимо будет учесть при вычислении визуального веса могут стать сложность края формы, положение на картинной плоскости, близость схожих элементов. Величиной, уменьшающей визуальный вес будет являться фон, а точнее его схожесть с фигурой. Чем больше визуальный вес фона под фигурой, тем меньшее ее визуальный вес. Со всей очевидностью: красный квадрат расположенный на красном фоне будет обладать меньшим визуальным весом чем аналогичный на зеленом.

Если вес каждой составляющей (цвета, тона и т.п.) выразить в числе от 1 до 10

Формула, вычисляющая визуальный вес фигуры может выглядить в общем виде примерно так:

V=(ks*S+kc*C+kn*N…)

V – визуальный вес

S - Вес размера

С – вес цвета

N – вес положения формы на плоскости, визуальной сложности, фактуры, текстуры

ks – коэффициент веса размера

kc – коэффициент веса цвета

Вес положения формы на плоскости может быть задан по топографической матрице с заранее указанными в каждом квадрате весами. Так, совершенно ясно, что вес предмета в центре будет выше, чем вес предмета с краю изображения, а вес предмета, находящегося в золотом сечении будет выше чем прочих, но ниже центрального. Вес предметов, находящихся вверху изображения выше чем внизу и слева выше чем справа. После экспериментов и сложения скалярных величин различных факторов в поле каждой клетки матрицы должно оказаться число, определяющее вес положения формы на плоскости.

Коэффициенты веса и размера – это числа от 0 до 1, находящиеся в обратной взаимосвязи. Т.е. если коэффициент веса 0.3, то коэффициент размера 0.7, т.е. в сумме они дают единицу. Значения этих коэффициентов предстоит выяснить психологической науке экспериментальным путем. При большем количестве весов (а значит большем количестве коэффициентов) размер каждого коэффициента становится меньше таким образом, что в сумме все коэффициенты дают всегда единицу.

В результате расчета по этой формуле мы получим визуальный вес каждой фигуры на изображении, выраженный в числе от 1 до 10.

Соотношение этих коэффициентов (какой больше какой меньше) – это вопрос отдельных экспериментов по тому, что больше внимания привлекает, большое или красное? И на сколько? Это вопрос отдельных исследований. Можно считать что здесь задается вектор этих исследований, направление развития исследовательской мысли. 

Каждый человек в состоянии взвешивать очень быстро и без цифр, поэтому практической целесообразности для художника тема формализации визуального веса вряд ли имеет. Это же утверждают мои эксперименты с аудиторией по взвешиванию масс, в которых все испытуемые определяют процент равновесия с 10 процентной погрешностью. 

Вся эта математическая история позволяет лишь глубже понять характер взаимоотношений форм и дает возможности по алгоритмизации и взвешиванию произведений с помощью программ а также развитию программных средств интеллектуального анализа изображений. Начало этого уже положено в авторской программе «Сальери»[1], которая уже способна верно взвешивать визуальную массу различных объектов основываясь на их положении на картинной плоскости, массе и тоне а также определять равновесие загруженного в нее изображения. На данный момент ее алгоритм довольно прост и не учитывает многих факторов, но развитие систем искусственного интеллекта и компьютерных технологий, робототехники делает решение подобных задач вопросом времени. 

    

[1] https://vladimirmalevin.livejournal.com/3648.html


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.