vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Categories:

Неправильный пейзаж

Моя статья в журнале photocasa о том, можно ли снимать в "неблагоприятную" для пейзажа погоду.

Ссылка на статью в журнале
http://photocasa.ru/photo-journal/peyzazhnaya-fotografiya/5210-nepravilnyy-peyzazh.html

Рубрика: Пейзаж
Среди начинающих фотографов часто можно встретить предубеждение против съемки пейзажа в «нережимное» время. И действительно, во всех книгах и статьях с рекомендациями по съемке пейзажа обязательно упоминаются предпочтительные погодные и временные условия: солнце, направленное перпендикулярно или в легком контражуре к оптической оси объектива; интересные световые условия, обеспеченные облаками, «маскирующими» свет солнца в некоторых местах пейзажа и открывающими в других; то есть «режимное» время — когда лучи солнца падают на пейзаж под углом менее 30 градусов и окрашены в теплые тона и т. п. Вот, к примеру, образец академически правильной фотографии:



Как видно, все эти рекомендации верны и приводят к созданию выразительных, проработанных изображений, но зачастую они имеют и негативные последствия. Нередко у пейзажиста в начале деятельности складывается мнение, что с «неправильным» светом и в «плохую» погоду пейзаж снять не получится и не стоит даже выходить на съемку. Мне тоже долгое время так казалось, что привело к долгим простоям в съемках. Помогла лишь решимость тренироваться без расчета на результат. Что кстати, само по себе полезная психологическая установка, устраняющая комплекс «шедевра» и помогающая сконцентрироваться на процессе, а не на воображаемом итоге. Да и вообще, чаще всего препятствием на пути к умению создавать интересные фотоработы являются именно психологические барьеры, снятие которых и есть процесс, именуемый обучением (помимо, конечно же, получения необходимых знаний). Поэтому в качестве одной из основных рекомендаций можно дать совет о создании для себя таких условий, в которых не фотографировать или халтурить становится невозможным. Это, в частности, постановка целей с их публикацией общественности и расширение кругозора с помощью фотопутешествий и работа в путешествии не одному, а в группе единомышленников в фототуре. Последнее особенно важно, поскольку вы получаете видение сразу нескольких человек на один и тот же пейзаж, у вас открываются совершенно новые каналы восприятия. Не говоря уже о соревновательном духе, который не дает опустить руки или потерять энтузиазм, что часто случается с фотографами при выезде на натуру и бесплодном длительном поиске пейзажа, точки съемки, нужной композиции.

Стандартные рекомендации по съемке пейзажа, конечно же, нужны и важны, и они позволяют с большей вероятностью сделать выразительные снимки даже новичку, но настоящий толчок в развитии создают именно сложности.
Съемка в пасмурную погоду, под прямыми лучами солнца в «неправильное» время, с сильным контрастом ставит перед фотографом вызов. Это уже не простое документирование красивой реальности, где на блюдечке поднесены нужный контраст и резкость, цвет и краски. Это уже стопроцентная
работа художника, где только от вашего видения зависит, получится ли блеклое серое невнятное нечто или графичная, загадочная, композиционно решенная работа.



Итак, съемка в «плохую» погоду, что можно предпринять и как достигнуть результата. Ну, во‑первых, давайте сразу договоримся: не в «плохую», (у природы нет плохой погоды), а в пасмурную, ветреную, в нережимное время. Относитесь к природе с любовью, и она, как бы банально это не звучало, ответит вам тем же.
Поэтому сразу даем установку: в пасмурную погоду, без солнца, снимать можно и можно делать художественные снимки. Хотите доказательств, пожалуйста. Можно поискать их у живописцев. Они были необразованными в фотографическом плане, поэтому не знали о том, что нельзя писать в неправильную погоду и вообще о существовании неправильной погоды не догадывались. В результате работали в любую погоду.
Мане, к примеру, писал на натуре и в мороз, и в зной, и в полдень, и в пасмурную погоду в любом месте, где бы не находился ежедневно на протяжении всей жизни.



Коровин. Белая ночь. Рассеянный свет, солнца нет.


Коровин. Пасмурно.


Клодт.


Клодт.


Что же останавливает любителя-пейзажиста? Кажется, что все серо, все сливается. Но поверьте, это только кажется, что все уныло и серо. Разберемся почему. «Классический» подход любителя к пейзажу такой — вышел на природу, увидел красоту, навел на нее объектив и снял. Получилось или нет — дело случая. Метод «бесконечного количества обезьян с бесконечным временем» рано или поздно приносит свои плоды и кажется, что все получается (причем, конечно же, львиная доля удачи, если не вся, выпадает на «правильную» погоду). И вырастает и крепнет мнение, что, конечно, в пасмурную погоду «никакой красоты нет», вот и получается, что снимать, кажется, нечего.
С этим мнением я особенно часто сталкиваюсь в фототурах. Моя главная задача как организатора фототура (помимо самой организации и проведения лекций и семинаров) — привезти людей в нужное место в нужное время, поскольку для того, чтобы создать художественную работу даже в самых прекрасных местах земли порой требуется несколько дней разведки, съемок, замеров. Как показывает практика, в режиме самостоятельного путешествия на одну удачную фотографию требуется три-четыре дня полностью посвященных разведкам и пробам.

И то, если погода сложится удачным образом. В фототуре эта проблема решена, и участники получают концентрированное, максимальное количество уже разведанных локаций с интересными композициями и организованные так, что доступ к ним осуществляется в самое интересное режимное время. Однако,
погода неподвластна никакой организации, и иногда группа прибывает в интересное место тогда, когда погода оставляет желать лучшего. Часто у тех, кто столкнулся с таким впервые, можно увидеть расстройство, вызванное непониманием самой сути процесса фотосъемки, заключающейся не в фиксировании происходящего, а в профессиональном, художественном синтезировании имеющегося природного материала. А эта задача
решается в любую погоду.

Вот, к примеру, как выглядел обычный, ничем не примечательный буковый лес, который мы за время тура много раз видели и никогда не обращали внимания в солнечную, «правильную», режимную погоду. И во что он превратился в пасмурный унылый день, когда всем казалось, что ничего снять невозможно и лучше остаться спать в номере.



Чем же отличается подход художника от подхода фотографа-любителя? Тем, что художник создает картину, рисует ее, не копирует реальность, а синтезирует новую, беря за основу существующую. Фотограф-художник рисует картину, условно говоря, «кистями», доступными ему.
Как говорилось в моей статье о семи факторах, искажающих восприятие реальности в пейзаже, пейзаж не существует сам по себе, невозможно «зафиксировать» реальность и получить фотокартину. Фотокартину нужно нарисовать.

Если кисти не используются (или о кистях фотограф и не подозревает, считая, что техника фиксирует пейзаж самостоятельно), если фотограф не рисовал картину, значит с огромной долей вероятности, пейзаж представляет собой документальный снимок какой-то местности, не вызывающий никаких эмоций,
блеклый и невыразительный. Как же рисовать пейзаж? Кистями. У фотографа-пейзажиста есть целый набор кистей. Это, к примеру, солнечный фонарик,
контраст, насыщенность объектами, тональные пятна, разноплановость, тональная и линейная перспектива и т. д.

В пасмурную погоду набор кистей ограничен, поэтому и съемка сложнее, но все же они есть. И нарисовать картину можно.
Кисти эти — контрасты объемов и светотеневых форм. Нет солнца, которое отвечает за наполнение кадра тенями. Тенями, которыми, как известно, и рисуется фотография, и которые выделяют пресловутый свет? Но тени есть все равно, просто они не такие резкие: это нижние части кустов и деревьев, которые менее освещены т. к. свет падает сверху. Это создает тональные пятна, которые должны стать основой композиции. На фотографии ниже хорошо видно, что, несмотря на значительную однородность массива, заполняющего кадр, он не превращается в невнятное зеленое месиво именно из-за разделения тональных пятен. Кстати, надо еще отметить, что эта фотография сделана в абсолютно нережимное время — около полудня.



Как прием, как «кисть» можно всегда использовать объекты разной тональности. Например, ствол дерева очень четко прочерчивается по блеклой пелене неба или травы. И обратите внимание, как точно такие же лиственницы справа и слева абсолютно слились с горой, и если бы мы снимали их, а не центральные, то фотография получилась бы невнятной, «грязной».



Камни отлично вырисовываются на фоне однородной травы и создают композиционные группы. Поскольку при съемке пейзажа в пасмурную погоду на первый план выходит композиция, то это самое удачное время, чтобы поиграть с ритмами и рифмами в кадре.
Классика жанра, прекрасно иллюстрирующая разнотональную «кисть» — деревья и кусты на фоне снега.



А какое может быть фактурное небо в пасмурную погоду.



Если, конечно, небо не представляет собой сплошную серую заливку, такая погода действительно не лучшая, ведь самый хороший пейзаж смотрится с пустым небом одного тона весьма скучно. Однако в любом правиле есть исключения, и обратите внимание на фотографию «три березы» ниже, где убедительно показано, что и абсолютно пустое залитое однородно небо не может быть препятствием для создания работы.
Что касается красок, то действительно в пасмурную погоду они не такие сочные. И редакторы здесь не помогут. Слышу скепсис продвинутых обработчиков: с цветом можно сделать все. Да, действительно, в редакторе можно вывести насыщенность. Можно даже попросту перерисовать нужным цветом.

Но учтите, что такая картинка будет смотреться неправдиво, будет бросаться в глаза ее неестественность. Ведь по характеру теней, неба, сразу будет понятно, что это пасмурный день, и яркие насыщенные цвета, (чем, кстати, грешат новички), будут «не к лицу». «Ядовито, ненатурально», — вот какие отзывы можно будет получить. Объясняется все психологией восприятия цвета, которая отрицает насыщенный цвет в пасмурном пейзаже.
Выходов два. Первый — намеренно еще приглушить цвета, сделать фотографию более «картинной».

При этом надо усилить разницу между цветовыми пятнами, пусть оранжевые еще больше проявятся на зеленом, а темные пятна на светлом, ведь на исходном снимке они почти не различимы, при обработке же они проявляются.
Второй способ — черно-белая фотография. Здесь вообще раздолье. Черно-белые снимки на однородном фоне плоского неба могут быть очень красивы, они похожи на графические работы карандашом или углем. Главное здесь подчеркнуть графичность и не увлекаться пластикой тональностей земли. Снимите черное дерево на фоне серого неба и белого снега, и после легкого добавления контраста нельзя будет и сказать, что это фотография, а не работа художника-графика.



Говоря об обработке, нельзя не упомянуть о том, что в пасмурную погоду пейзаж приобретает голубоватый оттенок из-за рассеивания облаками голубого света. В пленочные времена актуально было применение теплого фильтра, что позволяло придать более естественный оттенок. Сегодня, если съемка
ведется в RAW, это не актуально. Однако при съемке в JPEG стоит подумать об этом также, поскольку любое изменение цвета в редакторе приводит к потерям информации. Информация о голубом оттенке (иногда почти не заметном) может быть полезной при обработке пейзажа, т. к. знание придает видение и позволяет иначе подойти к обработке, сделав ее более качественно, чем основываясь на простом видении. «Я рисую не то что вижу, а то, что знаю о вещах» — говорил Дали.
Еще один момент, касающийся съемки в пасмурную погоду — это ухудшение резкости снимков. Рассеянное освещение гасит не только контрасты, но и резкость. С этим не нужно бороться, это нужно просто знать и понимать.
Не каждая фотография требует звенящей резкости. Посмотрите фотографии пиктореалистов и убедитесь в этом сами.



Подводя итог, хотелось бы сказать следующее. У природы нет плохой погоды. Для того чтобы стать профессиональным пейзажистом, необходимо много работать и снимать часто и в любую погоду. Нужно путешествовать и расширять кругозор, изучать живопись (ходить на выставки и смотреть альбомы
недостаточно, нужно пробовать взять кисти лично). Подключаться к видению единомышленников, работая в группе. Подстегивать себя разными способами: от публикации обещаний до постановки конкретных задач. К примеру, снять лучшие фотографии, находясь в группе на одних и тех же местах в одно и то же время — прекрасный вызов, поскольку, как показывает практика, даже стоя на одном и том же месте, у людей получаются очень разные фотографии. Необходимо комбинировать разные техники съемки и обработки, много общаться, читать и, самое главное — действовать, не смотря ни на что.


Copyright © Владимир Малевин
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok
Tags: #Владимир_Малевин, #Композиция, #Обучение, #Творческий_пинок, #Фотография, #Художник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments