Categories:

ЦЕНТРЫ ВНИМАНИЯ. СВКЦ - профанация для фотографов.

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Сегодняшний отрывок из главы «Психофизиологические основы теории композиции» посвящен теме центров внимания. 

ЦЕНТРЫ ВНИМАНИЯ.

Центры внимания в аспекте структур и системного анализа будут рассмотрены в главе «структуры». Здесь эта тема затрагивается в аспекте психологии восприятия, что позволяет выявить такие стороны явления, которые невозможно выявить иными способами. Одно из определений композиции звучит так: «Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Таким образом видно что произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Эти элементы произведения, на которых останавливает свой взгляд человек на сколь-нибудь продолжительное время и называются центрами внимания. Фотографы вводят понятие СВКЦ (сюжетно важно композиционного центра), однако для живописи и Теории композиции это понятие абсурдно, поскольку все композиционные центры являются сюжетно важными, в противном случае мы обсуждаем некое странное произведение, в полотно которого художник включал фигуры, не важные в сюжете. Это конечно же, возможно только в фотографии, случайной по своей природе, и то не высокого уровня, т.к. фотографии – шедевры отличаются значимостью всех их элементов и отсутствии «случайных», т.е. приближение к живописным канонам.

Центрами внимания прежде всего являются

Светлое 

Живые объекты

Надписи

Цвет

Контрасты (темные пятна на светлом, переход фигура-фон)

Точки схождения линий

Люди

Ключевые точки распознавания эмоций (глаза, края губ и т.п.)

Лицо в общем

Половые органы

Нужно отметить, что самые темные области имеют архиважное значение наряду с самыми светлыми. Они не привлекают такого внимания как светлое. Зачастую они вообще не осознаются. Однако именно они являются якорными зонами восприятия, о которых было сказано выше, когда речь шла о гештальте.

Иерархия центров внимания

Центры внимания могут иметь иерархическую вложенность. Самые важные – самые крупные, контрастные, светлые и т.д. центры, они обеспечивают архитектоническую структуру работы.

Фотография чаще не идет глубже первых и все что случается на остальном поле является случайностью. Художественная же композиция углубляется до самого мазка (если мы говорим о настоящем произведении, т.к. не любая картинка даже художественная и даже с композиций и даже написанная маслом им является). Отсюда неизмеримо высшая ценность и глубина художественных произведений.

Чем дольше рассматривание тем большее происходит погружение в иерархию центров внимания, а чем большее погружение – тем большее удовольствие от радости открытия. Из этого следует что вложенность гештальтов, иерархия центров внимания, вложенность тона – основные художественные средства хороших композиций.

Коль скоро существует иерархия центров внимания, то появляется закономерная мысль о последовательном их восприятии, ведь единым восприятием обладает лишь гештальт. И действительно, сложная картина, имея гештальт, обязательно имеет и последовательно разглядываемые уже после восприятия главного зоны. В этой последовательности определяющей будет визуальная активность элемента или центра внимания. Визуальную активность будут определять следующие факторы 

Размер

Контраст

Резкость

Светлота

Расположение

Все эти факторы будут действовать сложным ансамблем и мои эксперименты с отслеживанием взгляда показывают, что нельзя выделить приоритет вне привязки к определенному изображению. 

Даже в лабораторных изображениях, рафинированно лишенных всех остальных участников ансамбля с оставленным одним нельзя делать однозначных выводов, как спешат это сделать некоторые авторы. Вот пример неправильных выводов сделанных в результате неправильного эксперимента. Да и экспериментом это назвать нельзя, автор просто взял одно изображение и рассказал нам «от себя» то, что как ему кажется, должно происходить вообще. Автор хочет нас убедить в том, что ее все читают по определенному закону, который он собственно и вводит. 

Автор считает что зритель будет читать слово на картинке в том порядке, в котором он сам предполагает. Проверьте себя – как вы читаете это слово? После того как прочтете, читайте «верный» ответ от автора: «На рисунке порядок чтения организован ритмическим рядом черных квадратов, размер каждого связан с последующим определенным отношением соразмерности, что и приводит к однозначному прочтению слова».

Сам попытавшись прочесть слово до объяснения автора как «на самом деле это надо делать» честно говоря сначала поймал себя на мысли что первая буква – Е. Затем не получив слова, я начал с «Т». Потом «Н». Тот факт что квадраты разные вообще ускользал от моего сознания потому что я не смотрел на размеры квадратов. Мой мозг был занят попыткой сложить буквы в слова. Вряд ли я вообще осознавал что это квадраты. Это были для меня буквы на черном фоне не более. В итоге, я так и не получил за несколько секунд попыток никакого слова и, поскольку я не был в режиме «решение головоломок» то быстро перешел к тексту и прочел объяснение автора, только после которого я вдруг понял, что нужно оказывается, сначала было оценить размер квадратов, понять их соответствие по размерам и только потом читать буквы… 

Конечно же это никакой не эксперимент. Конечно, один эксперимент, проведенный на себе самом не дает результата, на котором можно строить конструктивные выводы, но я этого сделать и не пытаюсь, я не доказываю что буква «е» к примеру, - первый верхний объект слева, и потому читается первым. Я не доказываю что буква «н» является согласной или расположена по диагонали к первой прочитанной «е» или.. в общем придумывать можно много разного, как и доказываемое автором такое же висящее в воздухе положение о том что размер имеет значение. Но деструктивные выводы все по одному даже противоречащему эксперименту сделать можно. И они таковы: неправда что все читают оценив размеры контейнеров для букв. Хотя бы потому что уже одно исключение есть. Вот где правда – для ответа на этот вопрос нужны правильно поставленные научные эксперименты. Пока их нет мы вынуждены признать выводы автора несостоятельными. 

В целом, мысль автора понятна. Он хочет доказать, что на более большие объекты мы обращаем внимание в первую очередь. И эта мысль верна и давно известна из психофизиологии восприятия и ее давным-давно отмечают и другие авторы в книгах о композиции, к примеру: «Ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия, как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда»[1]

Но для доказывания выбран непрофессиональный эксперимент, а мысль эта очевидна и описана в литературе.

    

[1] «Композиция в технике» Ю. С. Сомов 


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.