Categories:

Дискретизация и редукция информации в мышлении: восприятие количеств

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.


Сегодняшний отрывок из темы «Дискретизация и редукция информации в мышлении» из главы «Психофизиологические основы теории композиции» 

Темы дискретизации и редукции относятся к архетипическим в восприятии и накладывают серьезные последствия на создание композиции.

Мышление – сложный процесс дискретизации непрерывных явлений действительности. Без дискретизации и редукции оно было бы невозможным ввиду гигантских объемов информации в чистом виде. И то, каким образом человек выполняет дискретизацию и редукцию – напрямую связано с самим характером восприятия формы и композиции. 

 Эта, довольно большая тема, посвящена вопросам численных отношений в восприятии любых количеств в композиционной теории: количества объектов и масс, линий и размеров, площадей и всего что только возможно. При восприятии сложных композиций человек прибегает к упрощению (редукции) информации и разбиению непрерывных величин, таких как градиенты на простые и понятные значения (дискретизация). Эти процессы очень важны для композиции, поскольку отвечают на множество вопросов подобных «контрастно ли это изображение или нет», ведь контраст — градиентная непрерывная величина, а утверждение «изображение контрастно» — это дискретизация непрерывности на дихотомичное бинарное «да» или «нет», что, в сущности, является неправомерной операцией, но используется человеком повсеместно. Для ответа на вопросы о конкретной правомерности, о количественной измеримости в последующих главах требуется разобраться с психологическими, биохимическими и нейро-алгоритмическими основами работы нашей психики. Сегодняшний отрывок посвящен простым количественным отношениям.

Восприятие количеств

Говоря о теме дискретизации и редукции нельзя обойти вниманием вопрос восприятия количеств объектов, поскольку человек по разному воспринимает разные их количества. Давайте сначала рассмотрим психологические моменты восприятия самых простых количеств.

Один. Такое количество самодостаточно но и скучно. Один объект как в поле один не воин, не ведет к композиции. Однако, в глубоко философском аспекте, в рамках рассмотренных в главе «Общие основы теории композиции» оснований, композиция является сочинением даже если в ней присутствует всего лишь один объект при условии выполнения авторской и зрительской субъектности. Вот почему черный квадрат тем не менее композиция, хотя и самая примитивная из возможных. Но, мы все же говорим не о спецэффектах и трюках в искусствоведческом поле, а о создании сложносочиненных произведений, поэтому число один в этом смысле будет абсолютным примитивизмом, допускаемым лишь в рамках рафинированного концептуализма или ученических штудий.

Два. Два объекта образует композицию типа весы. Два воспринимается очень дробно и несмотря на то что два уже образуют биполярную структуру, связывающую как-то картинную плоскость, но нужно понимать что при условии наличия пустоты между двумя объектами их разъединяющая роль будет сильнее их биполярной сущности.

Три. Первое сакральное число по причинам описанным выше – его первоосновная редукционная сущность и простота обуславливает его архетипичность. А архетипические образы и сущности попадают прямиком в подсознание, минуя логические блоки. Вот почему сказки к примеру являются самыми мощными и глубокими жанровыми элементами – они обращаются не к интеллекту, но напрямую к подсознанию (особенно интересны в этом плане самобытные сказки примитивных народов севера или племен). Число три не требует осознания, а значит достигает сразу глубин психики и обладает мощью. Именно поэтому в сказках три сына, а у божества, со всей очевидностью, должно быть три ипостаси.  Поэтому когда в сказке говорится «было три сына» нараспев – человек ощущает не только саму сюжетную линию, но и саму тайну бытия, сокрытую в числе три. В подсознании пронсятся сразу множество ассоциаций и вариантов о том что один сын младший, другой умный, о том что семья многодетна и т.д. Это возникает без участия сознания. Само число три, ассоциируясь с троицей, с тремя дорогами и т.д. пробуждает бурю ассоциативных чувств, переживаемых как архетипическое ощущение таинства бытия.

Три это наименьшее число, обеспечивающее достаточное разделение сущностей для большинства потребностей.

В композиции число три так же священно и достигает самых основ. Оно первое среди всех числе образует фигуру т.е. создает геометрическую архитектонику. Оно первое образует внутреннее пространство («Где соберутся трое - там я»[1]). Три идеальное число для компании в психологии. Это не скучно и не дробно, не много и не мало. 

Четыре. Сложней чем три но нечетно и легче распадается на части, дробя картинную плоскость.  Таким образом оно противостоит числу три: если число три первое из чисел, создающее множество, создающее внутреннее пространство, определяющее редукционно минимально необходимый ряд исчисления и измерения чего угодно, то четыре приводит к распаду плоскости на блоки, поскольку четное число легко делится на два, четыре нарушает гармонию трех. Крайне нежелательное число для любых композиционных решений[2].

Пять. Идеально для сложности. Считается без счета: пять воспринимается сразу (хотя маленькие дети должны прикладывать усилия пытаясь счесть пять предметов). Пять – это первое из всего ряда чисел, образующее достаточную сложность (ибо три довольно примитивно при всех его достоинствах) и не делящееся на два (т.е. не бьющее картинную плоскость)

Шесть. Считается тяжелее чем пять. Сложнее не сильно, но уже четно, а значит дробит плоскость. По всему опять выходит нежелательным для композиционных решений.

Семь, как отмечают психологи максимальное число для одномоментного счисления. Кроме того, как показывают эксперименты, попытки разместить количество объектов большее семи приводит к хаосу и необходимости группировать объекты. Что любопытно: если семь объектов необходимо группировать сознательно, то как показывают наши эксперименты создать композицию при количестве объектов более 9 без того чтобы объекты сами собой не сгруппировались в кучки невозможно. 

Из всего этого следует серьезный вывод о том, что при количестве объектов более 5 наступает необходимость обеспечивать иерархию восприятия объектов. Об иерархиях объектов подробнее в третьей главе «Структурно-информационные и физико-математические основы теории композиции».

    

[1] Евангелие от Матфея 18:20 – Мф 18:20


[2] Мне запомнилось, как он (Б. Н. Зуев) меня учил, что в композиции обязательно должно быть нечетное число фигур. Я это запомнил — что-то в этом правиле есть, хотя бы то, что «неделимую» композицию естественнее сложить из нечетного числа фигур, так как четное число легче распадается на равные части. Е. Кибрик


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.