Categories:

Виды контраста и его восприятие

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Глава «Психофизиологические основы теории композиции» 

Ранее, в статье https://vladimirmalevin.livejournal.com/30234.html я грозился продолжит с указанием видов контраста. Выполняю.

Дифференцировав виды контраста мы начинаем действительно тоньше и глубже чувствовать состав изображения.

Поскольку контраст – это противоположность, иным словом дихотомия, то его виды в композиции будут исчерпываться всеми возможными дихотомиями в изображении.

Перечислим их по основанию носителя контраста.

Контраст массы 

Тона

Рельефа

Направления линий

Наполнения

Фактуры, текстуры

Цвета

Это все виды контраста, которые можно выделить в аспекте формальной композиции. При разговоре о композиции неформальной можно выделять и дополнительные виды, но данном контексте это не имеет смысла. Так выделяют психологический психологический контраст (он предполагает контраст характеров и контраст положений, например в картинах Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 

—светотеневой контраст (картины Х. Рембрандта); 

—контраст движений (картины А. Антонова, А. Дайнеки); 

—фактурный контраст (картины и эскизы к фильмам Ю. И. Истратова). 

Отметим, что светотеневой контраст – это не то же самое что контраст тона. Последний – это отношение любого темного тона к светлому, тогда как первый – это отношение освещенной части объекта к неосвещенной по светлоте.

Контраст обычно дифференцируется не только по его носителю, но и по крупности относительно картинной плоскости. Обычно крупность контраста употребляется по отношению к к такому его носителю как тон, но нужно понимать что крупность контраста может быть применена и к другим носителям, что дает новые когнитивные и творческие возможности

Итак, по крупности можно выделить следующие виды контраста: 

Глобальный контраст. 

Средний контраст

Микроконтраст

Нано контраст (резкость)

Понятие микроконтраста часто употребляют в фотографии в аспекте резкости изображения, но это неверно. Микроконтраст – это отношения тона не самых мелких видимых элементов изображения (как можно определить резкость). Это отношения тона более крупных образований. Можно, очень условно с многими оговорками привести следующую аналогию на примере пейзажного фотоснимка: глобальный контраст это отношение светлоты неба к земле, средний контраст – отношение одной елки к другой, микроконтраст – отношение небольшой ветки елки к соседней и резкость – отношение одной иголки к другой. В программах редакторах фотографии микроконтраст регулируется бегунком Сlarity, глобальный контраст – бегунком Contrast.

Восприятие контраста

Иногда говорят это изображение контрастно. Однако это неверно. Контраст – не дискретная величина а непрерывная. Он не «либо есть либо нет», он принимает разные значения. На одном полюсе абсолютное отсутствие контраста – это серое на идентичном сером. Т.е. «белые медведи едят мороженое в пургу». На другом полюсе инь-ян. Между ними – просто разная степень силы контраста. Почему же мы называем упорно по человечески одни изображения контрастными, другие неконтрастными? Все дело в некоей неформальной точке отсчета, встроенной в каждого уникальной способности отличать достоверное от недостоверного. Эта способность имманентна каждому вне зависимости от опыта работа с пластическим. Конечно у профессионалов такая способность развита тоньше. Но абсолютно каждый человек может почувствовать несоответствие между контрастом и резкостью или контрастом и освещенностью – иными словами когнитивные диссонансы между когнитивными картами, представляющими собой аспекты одного явления в том случае, когда эти карты противоречат предыдущему опыту. Как мы говорили выше, каждое явление хранится в памяти в виде разрозненных когнитивных карт, однако их конфигурации довольно стабильны и описываются связями. В случае сборки явления из когнитивных карт, связи между которыми в обычной жизни не наблюдаются возникает тревожное чувство когнитивного диссонанса. Поясним на примере. Все мы знаем, что при рассматривании одного предмета остальные как бы замутняются. Художник же, изображая предметы, имеет возможность изобразить их все одинаково отчетливо. Если так происходит – возникает противоречие опыта и наблюдаемого. Поэтому всегда молодым художникам рекомендуют дольше работать и сильнее прописывать главное, второстепенное же давать общими мазками. Или еще. Из опыта известно, что объект преимущественно освещен одним источником света: на небосклоне одно солнце и одна луна. Поэтому то фотографии с двумя одинаковой силы источниками света, направленными на модель вызывают неприятное ощущение. То же самое можно сказать о любых парах или любых конфигурациях содержащих более чем два аспекта явления: они должны соответстовать предыдущему опыту. Выше мы говорили о принадлежности контраста к ясной погоде. Изображать контрастные лица в пасмурный день – означает нарушать установленные связи в когнитивном пространстве. И если это делается осознанно, это может стать мощным приемом или стилистическим решением, выделяющим автора. Но в реалистическом, классическом искусстве это приведет к когнитивному диссонансу.

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.