Categories:

Рифма как психофизиологический архетип восприятия и основа пластической композиции

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Сегодняшний отрывок как и четыре предыдущих, из главы, над которой я и работаю последнее время: «Психофизиологические основы теории композиции». Конечно же, он выдран из контекста и конечно же полное понимание его возможно лишь при последовательном прочтении всей главы с ее начала. Но и в бескотекстном виде он будет весьма интересен всем тем, кто уже прошел курс по композиции и узнал о критериях художественной целостности изображения, поскольку становится понятной сама «микросхемная» основа всех этих феноменов. Публикуемый отрывок является началом большого параграфа «Архетипы восприятия».

...АРХЕТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

В этой части содержатся исследования доказательства и рассуждения о самых глубинных процессах и мотивах коллективного бессознательного, создающих последствия для всего восприятия таких как, например, стремление к простоте.

Также здесь объясняются причины возникновения архетипичных структур в изображении.

Мы начали эту главу с обзора базовых биохимических основ основ гармонии. Напомним, что эти установки, механизмы работы мозга обозначили главные направления, самые грубо очерченные сущностные критерии появления чувства удовлетворения. Напомним, что речь шла о «нулевом кольце» психической иерархии, поскольку сейчас мы поднимаемся к более высокой нервной деятельности. Мы еще не перешли к сложной психической жизни, но уже и возвысились над примитивной логикой нейроавтоматов. 

Иными словами, мы, продолжая тему восприятия и формирования в мозге образов увиденного, так важную для понимания композиционных взаимосвязей, перейдем еще на один уровень выше. Напомню что сначала мы рассмотрели процесс перцепции на уровне нейрона, затем группы нейронов, нейроавтомата, когнитивной карты и наконец, вышли на уровень целостных контуров восприятия.

Исходя из рассмотренных в начале главы биохимических основ работы мозга мы можем назвать следующие следствия из ключевых глубинных биохимических архетипических условий позитивности поступающей информации:

- Подобие (связи)

- Открытие

- Простота

- Разнообразие

- Контраст

Эти следствия определяют архетипы и обязаны содержаться в композиции для того, чтобы обеспечить биохимические основы ощущения гармонии и мы рассмотрим их сейчас подробнее. А вот о том, как организовывать эти архетипы и об их внутренней жизни в форме реализованных пятен на картинной плоскости – об этом пойдет речь в следующих главах.

Подобие 

Подобие (на пластическом уровне это называется рифмой) обеспечивает необходимую напряженность как стимул для совершения психической работы. Установление схожести или различия объектов – одна из главных функций нейроавтоматов всех уровней вплоть до нейрона. Даже отдельный нейрон принимает самостоятельное решение об установлении связей с подобными ему. Простейшие нейроавтоматы также работают по принципу пропускания сигнала в случае установления подобия этого сигнала некоему шаблону, паттерну, находящемуся в базе данных. В общем доказывать то что подобие – имманентное всей структуре психики всех уровней свойство бессмысленно, это слишком очевидно. Именно этим условием обеспечивается и безопасность и новизна и ценность информации.

В аспекте рассматриваемого нам интересно то, что подобие двух визуальных структур (рифма) запускает механизм их сопоставления со всей неизбежностью, а это ведет к необходимости постоянного сравнения двух структур, а значит – к установлению связи. Ведь во время сопоставления структур между ними появляется некий коридор, связующая нить, по которой внимание (или саккады) переходит от одной фигуре к другой. Одномоментно держать во внимании обе фигуры и производить сравнение невозможно: можно лишь наблюдать две фигуры одновременно. Но для сравнения потребуется поочередная концентрация то на одной то на другой фигуре. И это означает во-первых, переход от одной к другой, а во вторых, исключение из зоны внимания остальных фигур. Таким образом, в любом сложном изображении в результате наличия некоего подобия появляется устойчивая структура биполярного типа вместо двух разрозненных. Со всей очевидностью структура биполярного типа занимает гораздо большую площадь и по всей ее площади считается целостной, а также, что самое важное, ведет к ощущению целостности всего изображения, покрываемого ее площадью.

Именно на этом эффекте построена, без преувеличения, вся художественная целостность изображения, как это будет показано в главе «Пластические основы теории композиции».


Ссылки 

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.