Categories:

Тяжелые наркотики социокультурных контекстов

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи. Еше один фрагмент из главы «Психофизиологические основы теории композиции» 

главная идея, которую поддерживает этот отрывок — архетипическая красота математична, едина для всех, а субъективности появляются как социокультурные, эволюционно обусловленные, недоразумения

Для понимания наркотической метафоры рекомендую ознакомится с общими принципами химических основ нейрофизиологии. Для детишек это хорошо показано здесь

...Говоря о чистом восприятии, нужно сделать оговорку, что конечно же, это не “tabula rasa” младенца, чаще всего нас интересует все же сознание, столкнувшегося с миром, когда его нейронные сети прошли обучение. У кого? Правильно у природы.

Природа дает шаблон красоты и все у него учатся просто созерцая. Именно поэтому у всех есть врожденное чувство прекрасного, общее и измеримое, поскольку построено на одних и тех же лекалах когнитивных карт, загружаемых в нас природой, пронизанной одними и теми же, измеримыми пропорциями. Подробнее об этом в главе «Структурно-информационные и физико-математические основы теории композиции». Это общее и врожденное чувство человек деформирует социальными модификаторами, мы обсуждали это ранее. Кстати все абсолютно художники, чьи воспоминания письма или биографии ни возьми от старых мастеров до современных в один голос говорят о том что природа лучший учитель. И это, отметьте, уже имея в виду осознанное ее восприятие, логичное, рациональное.

Итак, если его сознание не искажено культурным контекстом, мы имеем в виду чистое в изобразительном плане сознание, т.е. понятие красиво-некрасиво доступное ребенку, профессору, домохозяйке и рабочему, встроенное в человека чувство прекрасного. Если сознание искажено культурой то в любом случае сначала у человека срабатывает встроенное общее архетипическое «красиво». Однако, социальное вносит свою коррективу и, чувствуя красоту, но зная что данный художник не моден, не одобряется критиками или слишком прост для того чтобы быть предметом интеллектуального анализа, психика даже в обход собственных архетипических установок делает более высокоуровневую надстройку, вешает ярлык – «нехорошо» или «некрасиво». Или даже «отвратительно» - здесь уже все зависит от блока эмоционального, какую окраску изначальной отрицательной оценке он хочет придать. Чем более эмоционален человек, возбужден, раскрепощен, чем больше зрителей – тем сильнее может быть эмоциональная окраска, возводящая изначальное, довольно таки нейтральное отрицательное отношение в степень неприятия и даже ненависти.

Чем больше восприятие такого произведения или художника повторяется– тем сильнее укрепляются нейронные связи, тем больше человек сам начинает верить в то что Буше это плохо, это «дешевый салон», а Шишкин – плохой художник потому что не имеет манеры, хотя внутренний, все более тихий голос говорит «это красиво». Но, в массовой интеллектуальной культуре принято любить не Климта а Матисса, не Шишкина а Пикассо или современную уродливую инсталляцию (но зато со смыслом), поэтому искаженное сознание говорит «вот оно, настоящее искусство, вот что я ценю как высокоразвитый индивид, вот у Матисса прекрасная гамма,  поэтому…» 

И вот на этом этапе происходит та самая подмена понятий, которая путает все и которая легитимизирует искаженную максиму «красота в глазах смотрящего» и «все субъективно». Ведь чтобы сократить длительный нарратив, проносящийся в мозге, человек вешает на него краткий ярлык (и чем проще устройство человека, тем короче и грубее ярлык). 

При восприятии картины Матисса в сознании проносится невербальный нарратив типа «о, это Матисс, он мне нравится потому что он странен для большинства обычных людей, а я особенный, я вижу сочетания цветов и кое-что узнал о гаммах, и вообще я крайне развитый индивид с особым чутьем прекрасного, плюс слышал от какого-то искусствоведа краем уха что Матисс ставил всегда какую-то серую кляксу на каждую работу как камертон. Я не знаю правда это или нет, искусствовед показывал какое-то серое пятно, экстраполировав это на все работы Матисса, но я не проверял, зато идея мне понравилась и я ее транслирую дальше всем знакомым при случае поскольку это повышает мою значимость». 

Вот такой поток сознания, конечно же не вербализованный, имеет место как надстройка над созерцательным блоком нейроавтоматики. И конечно в условиях, когда блок созерцания выдает оценку «уродство», а нарративный социокультурный блок, гораздо более мощный, поскольку основан на более грубых психических переживаниях (см видео) и следовательно, вызывающий настоящие гормональные бури, утверждает что это неодобрять нельзя, в такой ситуации человек просто употребляет к Матиссу слово «красиво» хотя вкладывает в это свою гордыню, свою потребность признания в группе. Проговаривать весь нарратив долго, невыгодно, да и не осознается это обычно, поскольку, как уже было сказано, существует в невербализованной форме. Восприятие же архетипической красоты не имеет такой силы в гормональном аспекте, поскольку химическое вознаграждение за принадлежность коллективу или привилегированное в нем положение неизмеримо выше такого же вознаграждения, получаемого за анализ прекрасного. 

И это естественно с точки зрения эволюции, потому что на кону выживаемость индивида. Когда говорят пушки – музы молчат.

Настоящая Теория формальной композиции имеет дело исключительно с этим самым тихим и скромным «созерцательным блоком». А вся искусствоведческая пропаганда - работает уже с надстройками, это «тяжелые наркотики».


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.