Categories:

Путешествие по коридорам психических переживаний

Это нечто без рубрики. Сначала я хотел вставить это в книгу «Теория композиции», но вовремя опомнился. Так что вываливаю это здесь, где никто никогда это не прочтет... А зря. Ведь тут прозрения из открытого третьего глаза...

Говоря о рассматривании изображения, мы имеем в виду не только рассматривание с помощью движения зрачка глаза, но и внутренние психические процессы анализа воспринятого мгновенно изображения. Так, кратковременный взгляд на цветок с последующим закрытием глаз оставляет возможным внутреннего путешествия по его лепесткам и стеблям, восприятия капель и т.д. – всего оставшегося следа, впечатления.

И вот это то путешествие и определяет понравится ли нам это изображение или нет в аспекте разнообразия. Не нужно думать, что если оно не понравится – то композиция плоха. Или наоборот. Нет, это один из аспектов, но чрезвычайно важный (чем больше подобных аспектов в изображении, тем полнее ощущение шедевра).

Давайте немного пофантазируем чтобы понять каким образом наши внутренние механизмы принимают решение о том достаточно ли разнообразие или нет. 

Для того чтобы глубже понять каким образом нас впечатляет разнообразие и как это применяется к формальной пластической композиции давайте проведем небольшое путешествие в кинестетический тактильный мир.

Для того чтобы подготовится к этой прогулке, определим что зрительное восприятие - это и есть метафизическое путешествие психики по миру изображения. Оно происходит у каждого человека бессознательно как бессознательно ребенок тянется к груди или как бессознательно человеку без музыкального образования нравится слушать звуки музыки не вдаваясь в их отношения и суть. 

Однако без образования мы не можем продвинутся в мир звуков глубоко. Нам доступен лишь поверхностный слой, лишь общая гармония. Как при просмотре кино, когда ты необразован в области режиссуры, актерской игры, не понимаешь работы художника, не видишь работы оператора - следить остается только за сюжетом. Кино из искусства превращается в продукт потребления, в щекочущую нервы двухчасовую историю. И неважно сделано кино художниками на высоком уровне или это пустышка - аттракцион со спецэффектами, без специальных знаний на поверхности остается лишь сюжет.

В зрительном восприятии то же самое. Подходя к картине со своим природным, интуитивным чувствованием мы можем оценить лишь красиво-некрасиво, нравится или не нравится, но не можем двинутся глубже, в мысли художника, в тонкости лабиринтов мира изображения…

Итак, представьте, что вы находитесь в полной тьме и тишине после тепловой смерти вселенной. Вместо материи – конгломерат хаотически расположенных частиц. Иными словами нет ничего или равнозначно состоянию, когда ничего нет, ибо абсолютный хаос и абсолютное ничто абсолютно равнозначны друг другу. Вы болтаетесь в пустоте и не чувствуете также ничего. Это продолжается так долго, что кажется что никогда ничего и не было и не будет. 

И вдруг… вы нащупываете руками какие то очертания в этом хаосе. Материя образовала плотности! Вы продолжаете тактильное исследование и понимаете, что плотность вещества вокруг гораздо сильнее чем внутри того нечто, что вы обнаружили. Итак, это разрежение с уплотнениями по периметру напоминает собой некую дыру в бесконечном однородном пространстве, в котором вы бесконечно пребывали до этого момента. Конечно же все ваше существо требует изменений, перемен и вы не задумываясь залезаете в дыру и ползете внутри. Вы понимаете что из пустоты родилась сущность и эта сущность – туннель, внутри которого вы и находитесь. Он узкий и это нравится, туннель приятно сжимает вас, даруя ощущения, которых вы были лишены целую вечность. Вы ползете все дальше и дальше а стенки тоннеля откликаются упругим сжатием. После бесконечного однообразия, отсутствия каких-либо ощущений это настоящее блаженство. Оно длится очень долго, но, все же начинает надоедать. В такой ситуации уже даже отсутствие ощущений, то самое, в котором вы были целую вечность до того начинает казаться отличной альтернативой. И тут вы утыкаетесь в препятствие: это разветвление тоннеля, две новые норы ведущие направо и налево. Вы чувствуете что из первой дыры веет холодом, из второй теплом. Вы ползете во вторую. Блаженство новых ощущений. Тепло. Спустя некоторое время от постоянного притока тепла становится жарковато… Снова встречается развилка. После некоторой оценки ситуации вы понимаете, что это та же самая развилка: вы проделали круг. В теплом правом туннеле вы уже были, теперь хочется, конечно, в холодный туннель. И снова блаженство – после переизбытка тепла холод – настоящее избавление. Через некоторое время опять препятствие. Обе дыры холодные... Сильно холоднее. Становится неуютно. Надо поворачивать назад. Это неприятно т.к. приходится поворачиваться да и сзади вы все видели, неинтересно... Психика испытывает разочарование. Ползем назад вдруг о чудо, внизу обнаруживается в туннеле мягкое прозрачное место, как мы упустили его раньше? Надавливаем и.. проваливаемся в теплый мягкий широкий тоннель ведущий вниз. С ветерком скользим по влажной мягкой приятной поверхности, тепло, хорошо, быстро. То пологий то более крутой, движение длится долго и долго не надоедает. Вдруг начинаются какие то кочки, рытвины, ухабы. Они ударяют, не больно, но неприятно. Хочется остановится. Наконец останавливаемся. Так блуждаем по туннелям, впечатления сменяются. В определенный момент понимаем что несмотря на смену впечатлений мы уже довольно долго блуждаем по очень гладким коридорам, и все тело начинает прямо таки чесатся от этой гладкости. Постоянные поглаживания кишкообразных коридоров уже пресытили и в теле нарастает неуемный зуд. Хочется сбежать из этих коридоров но некуда. Уже не доставляют радости смены скоростей и прохлады-тепла, выбор направлений. И тут, о чудо шершавый коридор, мы конечно же сразу влезаем в него, он очень узкий и обхватывает все тело наподобие сжатого вакуумом пакета или латексного костюма. И он такой приятно шершавый! Мы и так ерзаем в нем и этак. Его структура похожа на мягкую грязь с частичками твердого, как скраб, при этом твердое не сильно твердое: это частицы, которые тают при сильном почесывании об них. Это просто кайф! До тех пор пока не начинает шелушится кожа... Хочется покоя, ползем дальше и попадаем в свободный коридор где ничто не прикасается...

Вот это примерное описание того, что происходит с психикой при соприкосновении с изображением. Глаз блуждает по картине как тело по коридорам сюрреалистичного тоннеля. Встречает шероховатости и гладкости. Ходит по кругу и по спирали. Утыкается в препятствия. Испытывает раздражения от шершавости когда хочется гладкости и разочарования от однообразия когда хочется новизны впечатлений. Впечатления тела в туннеле тактильны, а глаза на изображении визуальны, но все они ведут к возникновению в психике, в мозге изменений и эти то изменения мы и переживаем. А изменения то происходят в одной и той же области. Эта загадочная область - наша душа, которую созерцает наше Я. Поэтому все что там просиходит, оно базовое оно одинаковое для всех видов искусств и переживаний. А это означает, что мы можем спроецировать переживания тактильные на визуальные и выделить общие законы.

Собственно что и делает каждый человек интуитивно общаясь с визуальным, он интуитивно понимает что хоршоо а что плохо в визуальном и не нужно для этого никаких теоретизирований. Теоретизирования нужны лишь тому кто хочет сделать это быстрее. Хотя это еще большой вопрос, что быстрее будет, пролезть сто туннелей и понять как делать туннели чтобы по ним было приятно лазить другим чисто интуитивно или изучить руководство от Бога по построению туннелей в котором сказано 

"есть всеобщий закон гармонии вселенной, он гласит что отношение одного впечатления к другому должно составлять по времени или интенсивности или их сочетанию не более 1.618, эта цифра не случайна, дело в том что время за которое нейронные сети приходят в возбуждение определяется скоростью натриевого обмена, а эта скорость четко завязана на величине потенциала иона натрия и соотношения его размера с размером белкового канала После возбуждения нейрон на некоторое время оказывается в состоянии абсолютной рефрактерности, когда никакие сигналы не могут его возбудить снова, затем входит в фазу относительной рефрактерности, когда его могут возбудить исключительно сильные сигналы (при этом амплитуда ПД будет ниже, чем обычно). Рефрактерный период возникает из-за инактивации быстрого натриевого тока, то есть инактивации натриевых каналов (см. ниже)."

Собственно Бог и дал нам инструкции в откружающем мире отностиетельно того что хорошо а что нет. И они просты. И начиная с Давинчи люди начали их открывать не только интуитивно, а еще и облекая в цифры. А ведь вся красота - это и есть цифры. Просто иногда цифры так запутаны и сложны что кажется что цифрами красота не описывается. Но она не правда. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.