Category:

Красота в глазах смотрящего? Нет.

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Сегодняшний отрывок называется «Биохимические основы гармонии» и взят из главы «Психофизиологические основы теориии композиции» введение к которой я публиковал перед этим. 

Отрывок посвящен одному из доказательств моего глубокого убеждения в математичности законов гармонии и отсутствии субъективности восприятия красоты на фундаментальном уровне. Тезис таков: субъективность красоты — лишь недоразумение, следующее из запутанности социокультурных контекстов и высшей психической жизни человека.

БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГАРМОНИИ

Теперь перейдем к теме, которую можно озаглавить «биохимические основы гармонии». Наш мозг – химико-электрический автомат. И ощущения удовольствия или неудовольствия от просмотра изображения имеет химическую природу: нейромедиатор дофамин к примеру, вызывает ощущение удовольствия. Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта.

Именно это ощущение химического удовольствия от созерцания гармонии является целью создания любой композиции, а значит, и одной из целей композиционной теории должно стать выявление таких закономерностей работы мозга, которые ведут к, вызыванию указанных ощущений. «Гармония», означает в буквальном переводе с греческого связь, стройность, соразмерность частей целого, а значит, ощущение гармонии и есть само ощущение композиции.

Иными словами задача хорошей композиции – вызов выброса гормона удовольствия, поэтому вопрос определения хорошего и плохого в композиции снимается довольно просто – что вызывает удовольствие (вброс дофамина) – то и хорошо. Конечно же, реальные изображения будут сложнее и измерить абсолютно все реакции на все элементы изображения с помощью биохимических индикаторов не представляется возможным, но выявление базовых факторов или качеств изображения, приводящих к ощущению удовольствия дает хорошую основу для последующего анализа как физико-математического так и чувственного и иного характера. 

Композиция субъективна?

На этом моменте обычно возникают возражения, о том, что гармония как и красота субъективна, и поэтому невозможно установить единых оснований гармоничности. 

Однако хороша композиция или нет – этот вопрос не такой субъективный как может показаться на первый взгляд. Конечно, культурный контекст, личный опыт и другие факторы определяют разные установки и ощущения и, в конечном счете разные внутренние переживания и оценки. Но как только мы сужаем круг рассмотрения проблемы до формальной пластической композиции (предмета настоящего исследования), ситуация значительно упрощается и реакции становятся более стандартизированными. Даже в этом случае все еще будет играть роль уровень общего развития оценивающего субъекта, но в рамках репрезентативных фокус-групп с однородными характеристиками удается добиться довольно стабильных результатов с небольшим процентом погрешности отклонения от среднегруппового значения. 

Так в эксперименте проведенном автором среди 15 респондентов, в котором требовалось определить приятные, нейтральные или неприятные ощущения вызывает абстрактная пластическая композиция было выявлено, что  аудитория проявляет завидное единство в оценке композиции. Т.е. ощущение гармонии вызывается стабильно теми изображениями, в которых она действительно присутствует и это присутствие – факт несомненно объективный. Это доказывает, что гармония не субъективна а значит существуют общие для всех механизмы ее появления и общие факторы возникновения такого ощущения. Что в свою очередь означает, что эти факторы могут быть выявлены и, в некоторых случаях даже измерены математически. Но, конечно же, даже в случае полного успеха и тотальной формализации всех процессов в результате дальнейшего развития композиционной теории, ни в коем случае не должно привести к механизации процесса создания композиций, поскольку акт творения является высшим, трансцендентным процессом и его уничижение машинной генерацией можно считать кощунственной. 

Однако теория композиции, разработанная и представленная в этой книге такую возможность в полной мере предоставляет. В частности, ее положения могут быть использованы для создания алгоритмов генерации композиционных структур любой сложности. Это может быть полезно для создания компьютерных моделей миров, организмов, животных, растений и других природных объектов в процессе т.н. процедурной генерации. Процедурная генерация и сегодня используется для создания ландшафтов и текстур, однако несмотря на некоторые достижения с точки зрения творческих способностей находится в зачаточном состоянии по причине отсутствия до сих пор формализованной и стройной теории композиции, способной дать ей качественные интеллектуальные инструменты. Настоящий труд этот недостаток исправляет и в последующих главах в частности, главе «Процедурная генерация» будет показано как использовать ее положения для создания сложных и гармоничных структур, идентичных природным.

Вернемся к разговору о стандартизации ощущения переживания гармонии. Для того, чтобы проникнуть глубже в причины его появления и двинутся дальше в понимании сути гармонии пластических структур нужно разобраться, что же такое ощущение гармонии. 

Как можно понять из психологической науки , любые позитивные ощущения и эмоции - это ни что иное как переживание кратковременного удовольствия и являются они по своей сути кратковременными иньекциями естественных наркотиков. То же и сотрицательными эмоцями. Т.е. эмоция – это химическое переживание. Человек – это химическая фабрика и химический автомат.

Переживание удовльствия берется главным образом из естественного наркотика, дофамина. Всплеск дофамина означает позитивный опыт.

Физиологический механизм восприятия визуальной структуры (композиции) примерно такой. На вход сложной нейросети поступает некая плоскостная структура. Изначально она имеет именно плоскостную характеристику, поскольку является проекцией трехмерного мира на сетчатку глаза. Объем в ней появляется в виде иллюзии после переработки информации. Эта плоскостная структура проходит целый ряд преобразований и фильтров, после чего на один из блоков нейросети, отвечающий за принятие ключевого решения о гармоничности или дисгармоничности структуры поступает сложная информация, содержащая как саму структуру, так и отдельные ее блоки, обратную связь из прошлого опыта, результаты сравнения структуры с внутренней базой данных а также информация о внешней среде и возможностях искажения результирующего сигнала. 

В этом блоке нейросети принимается сложное решение. В результате которого, в случае прохождения порогового значения, уходит сигнал на выработку дофамина – стимулирующего индивида к созерцанию подобной структуры в будущем. 

Под возможностях искажения результирующего сигнала понимается обман или даже самообман вследствие приоритетов иного рода, нежели истина восприятия. Так, человек может изначально гармоничную структуру отметить как негармоничную и наоборот ради приоритета сохранения  социального статуса в группе. Это подтверждает известный эксперименте Аша (Asch Conformity Experiments) — серия исследований, демонстрирующих власть конформизма в группах (1951 г.) В группе все участники, кроме одного были «подсадными утками» и давали заведомо неправильный ответ на вопрос. Контрольный участник был склонен дать ответ, совпадающий с мнением группы, нежели очевидный правильный, а в случае, когда участник все же решался противоречить группе и давал действительно верный ответ, он испытывал чрезвычайный дискомфорт. 75% испытуемых присоединялись к неверному ответу большинства.

Если прибавить к этому особенность человеческой психики на регрессивное перепрограммирование памяти, то становится понятным почему красота и гармония до сих пор считаются субъективными – так сильно воздействие посторонних факторов на изначально простые механизмы, и так несовершенна вербальная функция (имел в виду одно сказал другое поняли третье), что удивительно как вообще в нашем мире имеют место хоть какие-то общие мнения.

О регрессивном перепрограммировании памяти красноречиво свидетельствует эксперимент Элизабет Лофтус[1], который показывает, что мозг не просто воспроизводит усвоенную информацию, а ещё и каким-то образом влияет на неё. Элизабет Лофтус в своём исследовании задавала реципиентам вопрос: «видели ли вы там Багза Банни?» Там же всегда есть люди, которые одеваются в костюмы персонажей мультфильмов. Каким же был он? Высоким или среднего роста? Держал ли морковку в руке и, если да, то в правой или в левой? Хитрость заключалась в том, что Багз Банни принадлежит компании Warner Brothers, а не Disney, поэтому в Диснейленде его просто не могло быть. Однако многие люди говорили, что видели его, поскольку испытуемым предварительно показали поддельный рекламный видеоролик студии Disney, в котором был Багз Банни. После этого у некоторых испытуемых возникли ложные воспоминания: они действительно верили в то, что видели этого персонажа, и дополняли свои воспоминания большим количеством деталей. Так, например, они утверждали, что пожали кролику лапу или услышали его фирменную фразу — «Как дела, Док?»

Основными же базовыми факторами (если забыть про все сложные социокультурные искажения) при описанной выше необходимости появления сигнала на выработку дофамина являются принципы простой эволюционной целесообразности. 

Так, если структура не несет новой информации, ее созерцание будет сочтено бесполезной тратой времени и, как следствие, биохимичекий автомат не дает «сахарок» - стимулирующего к повторению подобного созерцания химического поощрения  (дофамин не вырабатывается). 

Как следствие, человек не испытывает позитивных ощущений а вербально выражает такое положение дел примерно так: «мне не понравилось». Если структура хороша, полезна для индивида, то дофамин вырабатывается. 

Гармоничность структуры определяется, как было показано выше, не столько ее структурными свойствами, сколько дополнительными установками. Так, созерцание абстрактных однообразных пятен типа кирпичей Ротко может не нести новой информации объективно, но при посещении выставки это ведет к усилению информированности и статуса индивида в определенной искусствоведческой среде, поэтому появление нового вида кирпичей в музее современного искусства, точно такого же как предыдущее но другого цвета будет воспринято как сигнал о полезности созерцания. Или появление нового черного квадрата от Малевича. Квадрат все видели вообще. И видели в исполнении этого автора. Однако полезность созерцания нового квадрата обусловлена социальными факторами, поэтому индивид может переживать вполне реальные ощущения удовольствия от созерцания новой его версии. При этом он может не отдавать даже себе отчета о том, что удовольствие это появляется не в результате композиционного совершенства а совсем по другим, прозаическим рассмотренным причинам. Собеседнику же на выставке может при этом в экзальтированном экстазе под действием громадной порции дофамина быть высказано что-нибудь о новом композиционном звучании нового квадрата. Путей самообмана у человека разумного очень много. Этим и объясняется субъективность и «красота в глазах смотрящего». 

Никакой субъективной красоты не существует, это один из общечеловеческих мифов, берущих свои корни в недоисследованности как композиционных структур так и непонимании принципов работы психики, недостаточностью развития психологической теории.

    

[1] Элѝзабет Ф. Лóфтус (англ. Elizabeth F. Loftus; 16 октября 1944) — американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.