Categories:

Введение к главе «Психофизиологические основы теории композиции»

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Понимание композиции не лежит на поверхности. Любые теории, концепции, закономерности – лишь буквы и слова. Увидит ли за буквами и словами читатель волшебный мир или останется внутри сухой логики текстов – целиком зависит от его способности «читать между строк». Стройная теория композиции помогает своей массивностью обозреть явления настолько с разных сторон, что углубление происходит даже у неподготовленного читателя. Однако настоящее погружение в тему, осознание взаимосвязи композиционных структур возможно лишь при понимании психофизиологических основ восприятия. Поэтому теория композиции обращается, обыкновенно к этой науке и это является причиной по которой книги по психофизиологии и такие их популяризации как Арнхейм с его «Искусство и визуальное восприятие» пользуются вниманием.

Да, неверно относить их непосредственно к композиции, но они помогают многое понять из сухой теории. Возьмем правило третей. Что оно без понимания принципов ранжирования психикой объектов по значимости, массе, без понимания темы «сигнал-шум», без равновесия и знания конструкции картинной плоскости и ее возможностей по психологической организации пространства? Ничто иное как глупая подсказка размещать объект в определенной части кадра. Такому можно научить и обезьяну в цирке. 

Но у литературы по психофизиологии восприятия есть две большие проблемы. Первая - ее чрезвычайная изолированность. Композиция отдельно – восприятие отдельно. Для создания почвы, базы для восприятия даже полновесной композиционной теории необходимо прочтение гор литературы по психофизиологии. Однако, нужным является далеко не все. 

Настоящая глава как раз и призвана показать и дать те механизмы восприятия, которые обуславливают важнейшее что нужно для композиции.

Вторая проблема в том, что, как было указано во введении, психология восприятия зачастую излишне феноменологична, что помимо внутренних проблем самой науки, выделяемых ее критиками (например «Элементы критики Гуссерля» Ойгена Финка) допускает, к тому же слишком широкие возможности к спекуляциям. Как результат – большое количество ложных установок, мифов.

А должна она опираться на более глубокие, базовые законы функционирования психики и протекания ее внутренних процессов. Такая редукция обеспечит большую научность и более глубокое понимание сути восприятия и, как следствие, законов композиционных структур.

В этой главе представлены те законы и принципы протекания элементарных процессов, которые закладывают глубинные основы восприятия.

Одной из задач при создании настоящего труда в целом было обеспечить интерес к нему практикующим художникам и фотографам. Т.е. если и ссылаться на психофизиологию восприятия, то не приводя все подряд факты и размышления о восприятии, а только те, которые ложатся в основу реальных работающих схем композиционного построения.

Можно сказать что материал этой главы – когнитивная настройка читателя и текста книги на одну волну, создания единой системы координат. Как профессиональный педагог я считаю этот этап обязательным из дидактических соображений. Многие излагаемые концепции опираются на огромное количество знаний из разных наук. И будучи изложенными в голом виде они рискуют остаться воспринятыми но неосознанными по причине отсутствия психологической готовности. Примерно такое, восприятие без осознания, произошло бы если бы мы к примеру, попытались объяснить дошкольнику что солнце искривляет пространство время, результатом чего является отклонение пути света от прямолинейной траектории. Даже если нарисовать все схемы и объяснить детским языком, то он не знает ни про то что солнце шар (некоторые дети не знают что такое шар вообще), ни про массу, ни про притяжение, ни концепцию луча, ни про время ни про пространство. Придется объяснить каждую из этих концепций… На что и уходит около 5-10 лет среднего образования. 

Для подготовки почвы и создания такой психологической готовности и служит эта глава.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/   

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.