Category:

О размерах форм в композиции

Рубрика: книга по композиции

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

Для глубокого понимания композиции, а самое главное для уверенного применения различных средств и инструментов ее создания необходимо четко разграничивать формы, образующие композиционную структуру по их размерам. Понятно, что композиция всегда сложна и образуется самыми разными размерами. Однако дифференциация форм на некоторые дискретные величины является необходимым условием приведения порядка в мыслях. Так, несмотря на бесконечное количество тонов от черного до белого в художественной практике принята дифференциация на три исходных величины: черное белое и серое. От них уже ведется отсчет при восприятии тона, от них производится градиентное стекание всех остальных тонов при создании изображения. То же с цветом. До сих пор не было сделано такой дифференциации размеров по причине исключительно слабого развития композиционной теории и преимущественно интуитивного метода познания. Однако без такого разделения применения ,множества последующих концепций, а также вывод важнейших и ясных законов, упрощающих прежде сложные интуитивные конструкции является абсолютно невозможным. Несмотря на кажущуюся простоту приводимой дифференциации, она – воистину краеугольный камень всей композиционной теории в ее элементарной части.

Подобная дифференциация не исключает непрерывности градиента размеров. Однако придерживаться нужно основных. Содержание композиции, состоящей преимущественно из дискретных размеров более ясно, структурно.

В главе об архетипах восприятия показано, что максимально удобной, имманентной и наиболее применимой для человека системой дискретизации непрерывных величин является троичная система. Возможно и применение «пентичной» системы, но для начала хватит и трех. Подобное усложнение композиционной теории является неоправданным на данном этапе, хотя и возможным, если говорить о применении этой теории для IT разработок или построения систем искусственного интеллекта.

Итак, мы выделяем три основных размера. Остальное будет их производными. Это формы трех уровней размера: первого, второго и третьего. Можно говорить, по аналогии с параметрическими эквалайзерами, о трех уровнях частоты. Также я ввожу предварительно форму нулевого уровня, по размеру занимающую более половины пространства изображения и являющую собой главное архитектоническое пятно изображения. 

Форма первого уровня – это самые крупные массы, составляющие простейшее геометрическое ядро изображения. Форм первого уровня не может вместится больше 5, в противном случае они начинают комбинироваться и сливаться и мы теряем различение этих форм. Второй уровень – средние формы. Их размер меньше форм первого уровня, но не слишком сильно. Как показано в главе «психология восприятия», разница размеров, приводящая к однозначной трактовке «точно меньше но не слишком сильно» - это пропорция золотого сечения. Так что можно сказать что эти формы второго уровня примерно в 1.3 – 2 раза меньше форм первого уровня. Третий уровень — то уже мелкие формы. Их отличие в размере – на такую же величину. В сложных изображениях, являющихся реалистическими существует необходимость чисто умозрительная, введения четвертого уровня. Но он уже предстает детализаций контура, и фактурой, поэтому для теории композиции играет второстепенную роль. Чисто математически можно его выделять, но для всех законов и теорий достаточно трех. 

Размеры форм важны потому что позволяют объяснять композиционные феномены. Давайте посмотрим как это делалось в композиционной науке до настоящей дифференциации размеров форм. Читаем у Сомова, как одного из наиболее логичных обстоятельных, последовательных авторов, приближающихся в изложении композиционных теорий к научному методу

Важной закономерностью является то обстоятельство, что если в модель б еще возможно внести какие-то элементы асимметрии, то модели г это уже противопоказно. Воздействие симметрии у нее настолько сильно, что внесение любых изменений…[1]

А теперь применим знания о размерах иерархии форм и смотрите насколько все становится яснее и логичнее. 

Все дело в том у Сомова отсутствует важное понимание того, что гармоничная асимметрия создается ВСЕГДА более высокочастотным уровнем формы. Это можно возвести даже в разряд законов композиции (подробнее в главе «Законы композиции»). Это понимание и не может возникнуть до научной дифференциации размеров формы о которой я и веду речь выше. 

Как только мы обретаем в результате дифференциации этот закон, мы видим, что в фигуре г высокие частоты уже использованы для декорирования формы. А это значит, что получить асимметрию (что можно сделать напомню только более высоким уровнем частоты, более высоким уровнем итерации формы, формой меньшего размера) с таким же уровнем частоты как основная форма – попросту невозможно, поскольку произойдет банальное нарушение равновесия. Сохранить равновесие можно лишь оставив крупную форму асимметричной, а на другую сторону «навесив груза на противоположную от отклонения сторону», как завещал Леонардо Да Винчи в своем трактате, высокочастотных форм побольше. Но здесь симметрия уже есть и в высокой частоте. Более мелкий модуль, более высокую частоту вводить уже нельзя – это будет фактура, декоративный уровень модуля, четвертый.  (можно, но ей асимметрию не обеспечишь поскольку форма задается не декором, а тремя первыми уровнями частоты)

Сомов же пытается говорить бездоказательно, говоря субъективное и недоказываемое «модели г это противопоказано». Или «воздействие симметрии насколько сильно», хотя эта «противопоказанность» и «сила воздействия» – не более чем субъективные переживания автора. Задача настоящей книги — создать такие логические основы композиционной теории, при которых субъективности нет места а любые законы доказываемы и проверяемы.

Как видно, оперирование конкретными, дифференцированными размерами позволяет привести язык изложения в композиционной теории к очень строгому формализованному научному стилю, что конечно позволяет в свою очередь двигать теорию глубже и выявлять все новые тонкости взаимоотношений масс. К примеру, использование четкого понимания размеров формы позволяет предельно ясно и лаконично выразить наблюдение, согласно которому множество мелких масс, обрамляющих фигуру лишь до некоторой степени создает визуальную аттракцию. После прохождения некоего порога это визуальное воздействие ослабляется переходя в ощущение фона, который не притягивает внимание зрителя (за исключением тех случаев, когда это множество образует некий символ или визуальную историю). Это можно выразить с помощью следующей конструкции, допускающей проверку экспериментаторами, а значит являющей собой научный метод исследования:

Перцептуальное воздействие объектов третьего порядка итерации размерностей пропорционально их весовым коэффициентам и обратно пропорционально степени создаваемой ими информационной зашумленности, за исключением тех случаев когда их последовательности создают визуально-нарративный контекст. В случае, когда соотношение между размерами разнопорядковых объектов (или уровнями фрактального раскрытия) превышает пороговое значение сигнал-шум для данной системы, психика склонна к формированию нового побочного гештальта, что ведет к ослаблению внутренних связей и увеличению риска появления состояния когнитивного диссонанса. Исключение составляют объекты и последовательности, расположенные в запретных пограничных зонах.  

    

[1] Сомов. Композиция в технике.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Инстаграм: https://www.instagram.com/MALEVIN.ART/ 

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.