Categories:

Композиция ли Кандинский?

Рубрика: книга по композиции

Ай-ай-ай! Я же сказал — лично КАТЕ! ))))

Продолжаю публикацию отрывков из моей новой книги «Общая теория композиции». Другие отрывки можно найти по тегу «Книга по композиции» внизу статьи.

На первый взгляд, в названии довольно крамольная постановка вопроса. Как это?! Автор одной из самых интересных композиционных теорий сам не делал композиций?! Но это только на первый взгляд. Давайте разберемся.

Начнем с того, что Теории композиции не было создано до сих пор (именно этот недостаток и компенсирует настоящий труд). Однако «композиционная теория» как понятие, собирательное для всевозможных мыслей, трактатов, осмыслений отдельных явлений композиции существует ровно столько, сколько существуют попытки человека понять красоту, духовность, и свою роль в этом мире.

Считается, что первым употребил слово «композиция» по отношению к произведению искусства итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения, живописец и архитектор Леон Баггиста Альберти (1404 — 1472). в трактате «Десять книг о зодчестве». Он дал следующее определение: «Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение как акт свободной воли художника» 

Многие авторы почему-то начинают отсчет всей композиционной теории от этого момента. Однако, как уже было отмечено выше, человек осмысливать красоту всегда и, наверное, с изобретением письменности сразу же начал делать первые записи своих размышлений. Так, к примеру, еще в десятом веке был создан известный трактат китайского художника Го Си «Записки о высокой сути лесов и потоков». Композицию как геометрические закономерности и закономерности отношения пропорций изучали огромное число исследователей. Исследованию этих аспектов посвящали свои труды художники и зодчие еще во времена античности, а далее ренессанса и конечно в наши дни. Среди имен можно назвать Витрувия, Палладио, Виньола, Серлио, Леонардо Да Винчи, Де Корбюзье. В более позднее время можно назвать Э. Месселя, Д. Хэмбиджа, М. Гика, И. В Жолтовского, А. Г. Габричевского, И. Б. Михайловского, Б.М. Михайлова, Л.Н. Павлова и др.

Обычно каждый, кто имеет хоть какое-то исследовательское начало и пытается познать прекрасное, конечно же, первым делом сталкивается с линейными геометрическими закономерностями. 

Исследователей иного рода крайне мало. Конечно же все знают Фаворского, построения которого отличаются от других исследователей композиции в искусстве, обычно далеких от художественной специфики и легко склоняющихся к априорной гипертрофии геометризма.  И таковой, геометрической, является вся композиционная теория. И причина не только в том, что исследователи обычно далеки от художественной практики. Причина еще и в том, что чаще всего художники, берущиеся исследовать композицию далеки от науки. Для создания стройной композиционной теории необходимо соединение научного склада, математической подготовки и художественного образования и практики.

Фаворский же несмотря на то что выходил далеко за рамки банального подхода «с линейкой» все же не оставил логичной и связной теории композиции.

Такая попытка была предпринята Кандинским, однако его теория не вышла за рамки эмоционального подхода, чего конечно же, недостаточно. Об этом, помимо прочего немо свидетельствуют и сами работы Кандинского.

Если поставить вопрос ребром – композиция ли то что мы видим, то выводы в точки зрения общей теории формальной композиции будут однозначными. Первоначально может показаться что да, поскольку это, согласно Альберти, настоящее сочинение, обладающее внутренней обоснованностью, связями между отдельными элементами, описанными в его трактатах, название у его работ «Композиция», в историю искусства Кандинский вошел именно как композитор и теоретик композиции. 

Но если подвергнуть эту работу беспристрастному анализу с точки зрения общей теории композиции, то видно, что ключевое понятие целостности держится на открытом заполнении пространства разнородными объектами, как было бы если бы мы взяли в поле зрения объектива рассыпанную шкатулку с швейной бижутерией. Вместе эти предметы держит вместе только цвет, да и тот на грани распада и фола. Архитектонической структуры нет. Предметы в их совокупности не образуют гештальта. Нет иерархии форм и главных объектов. Нет рифм, акцентов, ритмы случайны и не формообразующи… 

Для беспредментого, философски обоснованного и экспериментального искусства можно не делать придирок и сказать что да, такое явление, оно было. С точки зрения «композиция – это то что сочинялось» - да, несомненно, это плод работы художника, композитора, весьма сложно организованный структурно философски и идейно. Но вот в чем вопрос, создает ли это явление прецедент не просто абстракции а абстрактной композиции? Если рассматривать композицию как вещь в себе, способна ли эта вещь существовать автономно от подпитки авторской энергией? Думается что нет. 

Серьезную живопись невозможно представить себе разрозненной, разобранной, отрицающей все найденные ценности композиционного единства. Поэтому несмотря на неоспоримую внутреннюю сложную жизнь объектов такой композиции, композицией в высоком смысле, композицией как визуальным артефактом, как вещью в себе, она не является. И причиной тому как раз указанная излишняя концентрация на эмоциональной жизни частных объектов без общетеоретической поддержки

Одной из задач настоящей книги и является создание общетеоретических основ, критериев композиционного построения, увязывания воедино формального, эмоционального и геометрического подходов при неизменном принципиальном придерживании позиции самостоятельности композиционной структуры, т.е. приоритета формального. Любые содержательные, драматические, идейные наслоения рождаются только как метаязык, строящийся на основе изначально формального содержания. Именно по этому критерию не проходят работы Кандинского.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/tests

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

  

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.