vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Category:

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО

Рубрика: теория искусства


Что такое искусство? Чем оно отличается от творчества? Иными словами любое ли творчество - искусство? Чем искусство отличается от мастерства (иногда ставят знак равенства, говоря "искусный авто-слесарь"? На эти вопросы я пытался найти ответы, в результате чего появились эти размышления. Размышления сугубо личные, глубоко дилетантские, не претендующие на истину, размышления выплеснутые на бумагу как способ жить, мыслить и развиваться. Даже если они неверны, даже если они, может быть, смешны, - они имели место в определенный момент времени, а значит, их документализация столь же правомерна как Гамлетовское "быть или не быть" или как детское "кем быть". Пусть они наведут вас на размышления и вызовут споры и противоречия.

Итак. Конечно же, первое что приходит в голову когда возникает вопрос разграничения искусства и неискусства - это давно укоренившееся понятие дилетанта в его именно негативном контексте, поскольку именно он, казалось бы, занимаясь искусством, выдает на выходе неискусство, а некое творчество под маской или под знаменем искусства, или в любом случае, очевидно "рядом с искусством стоЯщее" явление. Необходимо сразу отметить, что это понимание дилетанта - расхоже исключительно в связи с обретением негативного контекста, у этого, изначально нейтрального понятия. Дилетантизм сам по себе в исконном смысле не синоним халтуры и история знает немало дилетантов-гениев. Художник Ван Гог, Исаак Ньютон, Генри Форд и многие другие.

е)

Но нам это понятие интересно тем что сложилось очень давно и сложилось стихийно в народе, а как известно народное коллективное сознательное (или бессознательно - это наиболее прямой путь подключения к истине. Даль как тонко чувствующий это человек и обладающий талантом формализации попытался донести до нас смысл который чутко и скорее всего очень достоверно эмпирически уловлен самим народом. Народом как системой распределенных вычислений, этаким суперкомпьютером объединяющим мощь вычислительной техники работающей на основе квантовой механики и состоящий из множества датчиков (приемников информации) являющихся одновременно и обработчиками информации. В общем, короче говоря народ - большая сила в постижении законов бытия, сила, недоступная ни одному мыслителю в отдельности.

Даль, же - носитель великого языка, а носительство означает, как следует из вышеизложенного не только обладание и передачу, понимание самой символики и культуры речи, но и культуры народной, культуры понятий, а главное - системы образов, взращенной в самом народе, что, ни много ни мало а интуитивный, самый быстрый, эмпирический путь подключения к абсолютному знанию.

Итак, Даль определяет дилетанта как "охотник, любитель, человек, занимающийся музыкой, искусством, художеством, не по промыслу, а по склонности, по охоте, для забавы". Фактически, если учесть избегаемый Далем но доказуемый на любом социальном эксперименте негативный конктест термина «дилетант», говорящий о том что результатом труда дилетанта является «неискусство» а некая попытка, имитация, творчество, то мы имеем констатацию отсутствия ремесленной составляющей в творчестве дилетанта. Ведь что такое ремесло - ремесло это, особенно в давние времена, наличие производства, инструментария, дорогостоящего оборудования и специальных помещений, а значит соответствующий образ жизни и т.п. И дело вовсе не в том, что дилетант не зарабатывает на своих занятиях. Дело в том, что ремесло рафинирует человека в себе, таким образом позволяя достигнуть вершин мастерства, а дилетант практически никогда, за редкими историческими исключениями, не посвящает себя предмету полностью, а значит и не добивается серьезных высот или хотя бы соответствия минимальной заданной планке. Естественно, в попытках производить искусство дилетант терпит крах, поскольку исторически искусство – это очень высокая планка, задаваемая гениями, которые посвящали себя всецело искусству.

Таким образом, мы понимаем что и искусство исконно, в народном абсолютном понимании истины, обогащенном неоспоримым контекстом «де факто» - это еще и высокий уровень ремесла а не только творчество в его диком необузданном виде как проявление природной склонности каждого человека синтезировать новое.

Однако что мы имеем по факту на сегодняшний день? А на сегодня, феномен современного искусства - это феномен возможности искусства "без искусства". Это феномен медийной презентации. Феномен присутствия. Достаточно присутствия в определенной сфере и это можно называть искусством. Например, достаточно присутствия в музее современного искусства (не важно какими путями туда попал) и - ты искусство. Присутствия в красном углу достаточно для того чтобы декларировать себя как искусство (черный квадрат). Кстати музеи современного искусства - это еще один этап, подготавливающий массовое сознание к отходу от канонов искусства и превращающий искусство в нечто иное. Ведь музеем всегда называлось и в массовом сознании закреплено до сих пор, место, в которое нелегко попасть просто так, в котором собраны лучшие образцы. Современный же музей современного искусства - это коммерческая площадка, обеспечивающая присутствия не лучших, но за деньги кого угодно, не самых эстетичных, но самых скандальных (для обеспечения сборов).



Недавно по радио "Культура" была передача в которой одно из арт-пространств Москвы презентовало свое новое наименование музея современного искусства. И выступавшая администрация новоиспеченного музея легкомысленно обмолвилась что когда они решили переименоваться то они всей командой сидели обсуждали все это и решили "кстати" посмотреть в интернете а что же такое музей! Т.е. до этого они не понимали что такое музей, и это не эволюционные внутренние изменения обусловили необходимость смены вывески, когда сами эти изменения уже указывают на то чем же они являются и никому и в голову не придет в интернете выяснять что такое музей, так же как ни одному эволюционно повзрослевшему человеку в голову не может придти переименоваться во взрослого, заодно посмотрев "что же это значит", любой повзрослевший сам расскажет другим с легкостью что же значит быть взрослым, а сначала они решили переименоваться и только потом задумались а во что собственно и соответствуют ли они. Только ребенку может придти в голову переименоваться во взрослого и только ему нужно гуглить "что значит быть взрослым". А эти люди на стадии принятия решения решают посмотреть чего же они собственно, надумали. И вот этакая галерея набравшая, подчеркну, экономическую популярность и мощь начинает называться музеем и все барахло что до этого момента там могло выставляться просто по факту наличия у автора денег начинает называться искусством потому что в сознании обывателя да и сложившиеся обычаи таковы в сфере искусства, что то что в музее конечно же искусство. Вот как все это работает сегодня. Началось все это конечно же с черного квадрата, именно черный квадрат обеспечил саму возможность присутствия.

Есть мнение, что искусство, это диалог со зрителем. Но не сужение ли это объема термина «искусство» профанами и дилетантами, для того чтобы впихнуть его в прокрустово ложе своего творчества и своего миро-искусство восприятия? Диалог автора со зрителем, - это больше определение искусства двадцатого века. До двадцатого века искусство больше служило канализации духовной жизни человека (помимо, конечно, утилитарных и декоративных задач). До начала развития глобальной коммуникации и тотальной индивидуализации (т.н. глобального отчуждения), начиная с эпохи возрождения автору не было нужды (и способа) мгновенно и эффектно заявить о себе лично, ведь прежде чем он мог выступить на сцену, ему необходимо было сложится как мастеру, а мастерство и было искусством зачастую. Только после достижения ремесленного мастерства художник мог выражать какие-то мысли.

Ведь сложная орнаментика (искусство британских островов 5-10 вв.), раннее исламское искусство, доколумбовая Америка, самобытная стилистика (Месопотамия, Египет), эстетизация и гармония формы (Греция) технические нетривиальные методы и приемы создания произведений, на освоение и шлифовку которых требовались годы и века (это ведь все искусство, а определение "диалог искусства со зрителем" все это вычеркивает, оставляя только создание произведения как некий "авторский перформанс", выражение определенной мысли с помощью различных художественных приемов). Далее, искусство древнего Китая, Месопотамии, - там не было ни преднамеренного диалога со зрителем ни авторских выразительных средств с помощью которых доносится какая-то мысль (авторские выразительные средства появились позже а тогда были четкие каноны как следует). Там было выражение важных сюжетов, выполненное в стремлении к совершенству эстетики выбранных форм, все это оттачивалось поколениями и представляло собой искусство уже на тот момент, не говоря даже об историко-культурологической ценности всех этих явлений, которая появилась на сегодняшний день.


Итак, искусство - термин спорный и до конца не определяемый, это очевидно. Но история искусства убедительно показывает, что искусством становится мастерство в пределе шлифовки, обогащенное образами а также искусством начинают называться явления, изначально им не являвшиеся, но сыгравшие определенную роль в глобальной культуре (степень глобальности варьируется от субкультур современности до человечества в целом) – например, наскальная живопись или геоглифы Наски. Поэтому сводить искусство к диалогу со зрителем нельзя, без поправки на «современное».

Распространено суждение или даже расхожий речевой штамп определяющий искусство как высокую степень мастерства достигнутую в какой либо сфере. "Искусство программирования", "искусство вождения" (формула один) как бы показывают что да, и такие навыки можно отшлифовать до недостижимых высот. Тут можно приплести все что угодно вплоть до искусства убирать навоз. А что, - не было равных деду Макару из моего детства в ловкости и красоте броска лопатой и Шумахеру нужна целая жизнь занятая киданием навоза чтобы его догнать.

Итак, что не является искусством вроде как понятно. А что же является? И тут я буду очень краток, нагл и предельно субъективен и выражу мое личное (конечно же очень скромное) мнение так: искусство, это, прежде всего, образ. Именно наличие образа отделяет творчество и достижения любой сфере от искусства. Для того, чтобы доказать этот тезис нужно отдельное исследование. Пока это просто квинтэссенция моего личного жизненного и творческого опыта. Об этом в следующей статье.

А пока, собственно что теперь с этим делать. Идти на амбразуры, доказывая всем что мол вот Да Винчи - искусство а программирование - нет, мы не будем. Исторически сложившаяся практика называть искусством хорошую работу каменщика пусть останется, также пусть останется искусством сумасшествие Бойса того же или черный квадрат ввиду его первопричинности и конечности одновременно.

Но и оставить ситуацию как есть тоже нельзя, необходимо вносить терминологическую ясность, очищать духовное пространство от шлаков, это задача каждого, кто стал на путь художника и видит себя художником в высшем понимании как рыцаря кармы, как полицию духа как свободного борца с энтропией. Так пусть будет искусство в его прямом высоком понимании как нечто высокое, духовное. Терминологические несуразности типа "искусства программирования" никуда из живого языка не вытравишь пусть называются, просто мы теперь всегда будем говоря понимать о чем мы говорим и стремится к высшему.

Copyright © Владимир Малевин
Специально для клуба любителей искусства и фотографии "ARTSCOUT": https://vk.com/art_scout
Перепечатка и воспроизведение возможно с согласия автора.
Рекомендую к прочтению: http://vlkrylov.ru/problems/problems_21.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments