Критика книги Лапина «Жизнь квадратом» Часть 5. Заключительная.

Рубрика: Критические заметки

Цикл коротких критических заметок "на полях" книг и статей. Лапин. Плоскость и пространство или Жизнь квадратом 

Содержание:

Часть 1. Введение: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24344.html 

Часть 2: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24689.html

Часть 3: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24917.html

Часть 4: https://vladimirmalevin.livejournal.com/25104.html

Часть 5. Заключительная: https://vladimirmalevin.livejournal.com/25561.html 

Загадки пространства картины

Фигура мадонны в картине Рафаэля преднамеренно смещена кверху, поэтому она стремится вниз

Все верно, кроме предполагаемой связи между «преднамеренно» и «стремится вниз». Ее положение обусловлено совсем иными законами художественной и формальной композиции, в которых иное попросту невозможно. А вовсе не псевдопсихологической белибердой, сколь правдивой она бы не была в отдельных психологических экспериментах. 

Кроме того, художник особым образом организует движение глаза по картине

Как художник, раскрою секрет. В задачи художника не входит организация двжения глаза по картине за редкими исключениями. Это фантазии исследователей восприятия, которые хотят чтобы было так и иногда их желание удовлетворяется совпадениями. Но в задачи настоящего живописца входит гармонизация всего пространства, пятна, равновесие, гештальтность, ритмичность, целостность и много чего. Побочными эффектами всего этого являются такие организованные изображения, на которых можно долго выискивать траектории движения зрачка и подобную ерунду, но это лишь побочные, не подразумеваемые художником эффекты, которые психологи и фотографы – исследователи очень хотят чтобы имели смысл и чтобы художники делали это специально. Нет, увы друзья, языка композиции не существует хотя очень хочется и даже часто видится обратное. Доказательства этого в моей книге «Теория композиции».

Дальнейший анализ картины вполне хорош.

Анализ иконы Троица Рублева хорош ровно до того момента как вдруг Лапин объявляет центрального ангела Христом… Это в рамках православия святотатство и ересь, но и если вы не поддерживаете эту религию, то все равно не советую этого повторять в приличном обществе, не важно, христианском или искусствоведческом, живописцев или просто образованных людей. Дело в том что совершенно очевидно что изображены три ангела. И одно дело смысл передачи идеи святой троицы, который, если трактовать символически это изображение, можно найти в нем, но совсем другое – называть эти вещи такими именами. Это просто минимум безграмотно, у Христа никогда не было крыльев.

Казалось бы, Рафаэль применяет тот же прием, но ему не хватает гениального рублевского опрокидывания темной фигуры в контрформу…

Тут комментариев нет, раз сам Лапин сказал чего не хватает Рафаэлю… Смех да и только. Вспоминаю фильм про Моцарта. После концерта довольно тупой король подходит к Моцарту чтобы выразить мнение и не знает чего бы сказать умного. Музыка понравилась, но хочется же королевское величие выразить. И ему советуют на ухо чтоб он сказал что слишком много нот. Наивно король и говорит Моцарту, все мол круто, но слишком много нот. На что гениальный Моцарт отвечает, «Ок, ваше величество, а какие именно ноты лишние?». Ну что еще добавить, анекдот аналогичный. 

Анализ Успения Грека хорош. В положениях книги лапина есть рациональные зерна для анализа композиции и они хорошо работают. Жаль исследованы отвратительно, придумано много ахинеи и нет сносок на то что заимствовано.

Анализ явления мессии хорош. За одним недостатком, Лапин опять сводит все к движению зрачка. Таким образом композицию не понять.

Анализ Репина не ждали хорош. Лапин, несмотря на все мои придирки, хорошо чувствовал композицию. Вот только донести свои ощущения в виде теории у него не удалось.

Анализ Обручение Марии – годится.

Анализ портрета Ермоловой Серова – никуда не годится. Правда «виноват» в этом не Лапин, а Эйзенштейн. Только не надо трепетать перед гением. Он может быть сколько угодно гениальным в режиссуре и профаном в логике исследования. И вот здесь мы видим пригятивание за уши и ситуацию когда «о птичках поет птицелов». Совершенно обычная ситуация изображения ракурсного, когда взгляд или внимание со всей неизбежностью проходит следуя бытовому опыту по фигуре сверху вниз и вверх и меняются точки зрения вследствие сильного раскрытия «широкоугольного» пространства Эйзенштейн описывает почему то сложной концепцией «монтажных» кадров.  Ну можно конечно так смотреть на это, но все сильно проще, господа, не монтировал Серов изображение и нет там монтажа даже если у вас получается его там выудить. Но сказать что теория монтажа серова прям не соттветствует действительноcти нельзя. Соответствует. Но смешно. Кстати Лапин, другими словами (более непонятно( говорит далее об этом же.

А вот дальше Лапин удивляет. Он говорит

Нечто подобное можно обнаружить и на фотографии НЕСМОТРЯ на абсолютную точность объектива в изображении пространства, например фотография «Матриархат»

Ну для фотографа с таким опытом не знать, что объектив неточно изображает пространство… что эта работа не «несмотря на» а абсолютно точно такими же средствами как Серов изображает… Не понимать ракурсности? Давайте подумаем, что просто автор запутался в словах и хотел сказать что то другое. Потому что предположить что он все это не понимает – ну не возможно.

Следующий анализ кроме как феерической дурью назвать нельзя. Видимо некоторые части книги писались глубокой ночью с помрачением сознания. Судите сами.

«Часто случаются обидные казусы с пространством, которые, надо думать, художник просто не заметил. Художник Жан де Бомец изображает сцену распятия. При этом почему-то на переднем плане мы обнаруживаем священника в белом одеянии как свидетеля этой сцены. Более того, весь задний план покрыт красной краской. Если воспринимать это красное как огонь, то получается, что гореть в нем будет не распятый на кресте, но главным образом монах в белой одежде. Потому что зрительно он отнюдь не на переднем плане, потому что совсем это не монах а отверстие в красном, контрформа. И отверстие это отступает в самую гущу пламени»

Лапин мало того что трактует красное как пламя, в котором должен кто то гореть. Так он еще и говорит о том что должен гореть в пламени распятый Христос! А поскольку никакого пламени кроме адского быть не может (не на костре же его жечь собрался Лапин?!) – то выходит что Лапин считает что Христу нужно гореть в аду?! Я до сих пор был приличен в выражениях, но тут я х..ю дорогая редакция. Дальше хуже. Поскольку, по теориям лапина, которые он так хочет впихнуть в каждую картину, белое уходит назад, то и гореть в аду должен кто? Нет, уже не Христос, и на этом спасибо. А монах в белом. Он же в белом? Значит стремится внутрь картины. Такая логика. Гори в аду монах, т.к. ты не монах отверстие. Ну а если добавить ко всему этому его фантастически прекрасное о том что это дескать казус в картине и что художник ну просто не заметил что белое то отступает и по ошибке мол отправил в ад не того… [beep] [beep] [beep] [beep] [beep]….

Хорошее окончание анализа книги. Начал за здравие и вежливо, постепенно как всегда выходил из себя по мере увеличения количества бредятины, кончаю за упокой. Постепенное развитие конфликта с финальной кульминацией и катарсисом.

И, конечно после кульминации – постскриптум, умиротворение и все жили долго и счастливо, итак часть финальная, примирительная:

Жизнь квадратом

А вот эта, к сожалению, самая маленькая часть книги – самая годная. К ней никакой критики быть не может, поскольку она – фантазии автора, а фантазии весьма полезны даже если они не верны. Эта часть учит фантазировать и ведет к верному пониманию композиции. Ее всем и рекомендую. Первая же часть книги может рассматриваться, увы и к сожалению, только как развлекательный материал, не обладающий достаточной достоверностью и познавательностью.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Очень интересные и точные тесты по фотографии и искусству: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.