vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Критика книги А. Зейгарника «Мифология композиции в фотографии». Глава 6

Рубрика: Критические заметки
Цикл критических заметок "на полях" книг и статей. А Зейгарник «Мифология композиции в фотографии».

Содержание
Предисловие и введение: https://vladimirmalevin.livejournal.com/22335.html
Глава 1: https://vladimirmalevin.livejournal.com/22843.html
Глава 2: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23153.html
Глава 3: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23323.html
Глава 4: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23569.html
Глава 5: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24010.html
Глава 6: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24140.html


Глава 6. Упражнения для саморазвития

В предыдущих главах я описывал всякого рода заблуждения
относительно композиции в фотографии. Могло создаться впе-
чатление, что я считаю неважным то, как в кадре все устроено,
организовано или дезорганизовано. Ничего подобного я
не имел в виду.


Нет, я не проповедую композиционный нигилизм.


Забавно, но автор, одно ваше утверждение об этом не перечеркивает говорящего за самого себя всего текста книги. Даже кричащего об обратном, что я и показал во введении к этому критическому анализу вашей работы и в процессе множество раз. А так можно к примеру убивать сотнями людей, но на футболке написать «я вовсе не люблю убивать людей, я добрый и хороший человек». Только это ничего не решает.

Позволю себе в этом месте объемную цитату и из Сюзан
Cонтаг1. Она писала в 1970-е годы следующее:
Недолгое время — скажем, со Стиглица и в период царствования Уэс-
тона — казалось, что выработана твердая точка зрения для оценки
фотографии: безупречное освещение, мастерство композиции,
ясность сюжета, точность фокусировки, совершенство отпечатка.
Но эта позиция, которую принято связывать с Уэстоном, — в сущно-
сти, технические критерии качества фотографии — обанкротилась.
<…> Какой взгляд пришел ей на смену? Гораздо более широкий,
с критериями, которые переносят акцент с оценки отдельного
снимка, рассматриваемого как законченный объект, на снимок, рас-
сматриваемый как пример « фотографического видения». В том, что
понимается под фотографическим видением, есть место и для про-
изведений Уэстона, и для множества анонимных, скромных, с грубым
освещением, плохо скомпонованных фотографий, прежде отвергав-
шимся именно из-за этого. Новая точка зрения освобождает фото-
графию как искусство от ограничительных норм технического
совершенства — но также и от красоты. Она открывает дорогу
всеобъемлющему вкусу, когда ни один сюжет (или отсутствие сюже-
та), никакой технический прием (или отсутствие технического при-
ема) не могут быть приговором фотоснимку.
Необходимо иметь в виду также и то, что фотография
не сводится к произведениям искусства, нарисованным с помо-
щью камеры и света. Фотография вообще выходит за рамки
искусства. И об этом также писала Cонтаг. У фотографии есть
и другие задачи, в том числе документальные, в том числе при-
кладные. Если одна фотография (или серия фотографий) эти
задачи успешно решает, но в силу каких-то причин оказывается
в классическом понимании композиционно несовершенной, то
автору простительны огрехи и компоновки, и других аспектов
композиции. Да и если говорить об арт-фотографии, то сегодня
наиболее успешные фотографические проекты — это проекты
концептуальные, то есть те, в которых идея превалирует над
всем остальным. Далеко не во всех таких проектах мы видим
нечто, что гармонично и доставляет удовольствие от просмотра.
Скорее это удовольствие от исследования, возможности для раз-
думий.


Все верно написано у Сьюзан Сонтаг. И с ног на голову перевернуто автором, неверно интепретирующем ее слова. Автор, вы не забыли как называется ваша книга? Чему посвящена? Я вижу что забыли еще с первых страниц. Книга посвящена композиции, а рассуждения ведутся обо всем на свете, но с помощью всего на свете опровергаются именно композиционные теории. Это же абсурд, оксюморон, нелепица. Как вы сами и указываете на стр 127 «Если автор не понимает, что он делает, то нет темы для обсуждения.» В принципе, в этой книге нет темы для обсуждения, если бы нее крайне вредоносный характер, то я не стал бы тратить время на комментирование всего этого потока сознания. Как вот в данном случае связано мнение о развитии искусства фотографии, о фотографическом видении, о качестве и содержании снимка в аспекте света с композицией? Опосредованно связи есть, как между блохами и рыбой в известном анекдоте.

Приходит студент в ветеринарную академию на экзамен по биологии, но ничего не знает, кроме строения блохи. Достался ему билет про корову. Он выходит и начинает:
- Корова - это такое животное, на четырех ногах, покрыто шерстью. В шерсти водятся блохи... - И дальше рассказывает все про блох. Преподаватель его останавливает и говорит:
- Хорошо, хорошо. Расскажите нам лучше про собаку. Студент опять начинает:
- Собака - животное на четырех ногах, покрыто шерстью, в шерсти водятся блохи. И дальше рассказывает про блох. Экзаменатору это надоело, и он говорит:
- Ладно, расскажите нам про рыбу.
- Рыба - это животное, которое живет в воде. Шерсти у рыбы нет, но если бы была, в ней водились бы блохи..


Но напрямую никак. Поэтому несмотря на прикручивание к рыбам блох, профессор конечно лопух, но аппаратура все-таки при нем. За изворотливость вам конечно пять, а по предмету вам незачет, идите готовьтесь.

РИСОВАНИЕ
Не секрет, что как фотографы очень быстро развиваются те,
кто умеют рисовать. Многие из них имеют за плечами художе-
ственное образование, которое очень помогает фотографирова-
нию и умению видеть «как художник» или «как фотограф»… приобретение навыка
рисования развивает человека в плане умения видеть, что весь-
ма полезно не только для художников, но и для фотографов
и вообще для всех, кто занят визуальными искусствами, если
не сказать, что вообще для всех.



А вот это очень полезный совет, я сам всегда рекомендую обучение рисованию.

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ФИЛЬМОВ
И ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ
Если вы смотрите фильмы на компьютере, то вы можете
просто делать копии экрана. Но можно взять камеру в руки
и фотографировать любой экран. И то и другое весьма интерес-
но. Если говорить о кино, то вы получаете кадры, похожие на те,
которые сняли бы сами, если бы вам помогали оператор
и режиссер.


Давайте скажем прямо: вы получаете кадры, которые бы вы сняли сами, если бы режиссер ставил сцену а оператор ставил камеру (как все и было), а потом бы вам давали нажать на кнопочку в произвольный момент времени. Оригинально! Вспоминается мультик про двое из ларца. Осталось только за кнопконажимателя и посмотреть на результат, а ему тогда можно вздремнуть в подсобке. Феерично.

Harry Gruyaert может и делал нечто подобное. А также, прославился Принс пересняв журнал с ЧУЖОЙ фотографией: 8 ноября 2005 года за фотографию было впервые заплачено более миллиона долларов: снимок Ричарда Принса (Richard Prince) 1989 года ушел на аукционе Christie’s.

Но это же не повод нам советовать начинающим делать то же самое! Ну а если дерьмо художника продалось за дорого или прославились те кто в церкви сплясал или яйцами себя к брусчатке красной площади приколотил, это нам тоже делать только на том основании что их затея сработала?

Я всегда на занятиях, когда хотел продемонстрировать студентам что выставленный за них свет, как они часто просят, не является их прозведением даже несмотря на то что они на кнопку в нужный момент нажали, я им в качестве юмористического примера, как мне казалось до предела сгущающего степень абсурда, приводил как раз случай с телевизором. Я говорил ну ок, сегодня за вас свет поставили, завтра вы попросите ракурс выбрать, а что, сядьте перед телеком, если вы считаете что искусство фотографа момент выбирать, и нажимайте на кнопку в фильме про львов к примеру! Оператор же там снимал все подряд, а у вас будет МОМЕНТ. Вы же как настоящий фотограф, выбрали момент и даже кадрирование. Ну все смеялись. Не было ни одного неадеквата никогда, который сказал бы «О, а это идея». И тут мы читаем это в книге как рекомендацию юным фотографам для развития… чего? Чувства композиции? Нет. Чувства современного глупого искусства? Тоже нет. Лучше пойти на улицу головй об стену биться, это будет перформанс хотя бы внимание привлечет. Чего? Чувства момента? Может быть, может быть… Только маразм этого занятия превышает частную пользу от тренировки нажатия кнопки спуска в нужный момент.

Конец.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art
Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov
2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii
Школа фотографии: http://malevin.art/shkola
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀
Tags: Арнхейм, Искусство, Книга по композиции, Композиция, Критика книги Зейгарника, Критические заметки, обучение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments