vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Критика книги А. Зейгарника «Мифология композиции в фотографии». Глава 1

Рубрика: Критические заметки
Цикл критических заметок "на полях" книг и статей. А Зейгарник «Мифология композиции в фотографии».

Содержание
Предисловие и введение: https://vladimirmalevin.livejournal.com/22335.html
Глава 1: https://vladimirmalevin.livejournal.com/22843.html
Глава 2: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23153.html
Глава 3: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23323.html
Глава 4: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23569.html
Глава 5: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24010.html
Глава 6: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24140.html

Глава 1 Миф «нужно оставлять
место перед взглядом»

Это просто один из самых распространенных мифов,

Еще раз: это закономерность и даже не правило.

Мифологизация отдельных приемов композиции почти все-
гда имеет какое-нибудь объяснение. В данном случае мы имеем
дело с чрезмерным упрощением. В процентном отношении
довольно мало фотографий, в которых места перед взглядом
портретируемого оставлено мало. Означает ли, что если места
оставлено мало, то это ошибка фотографа? Совсем нет!


Миллионы мух не могут ошибаться, если так делают многие и это работает, значит в этом есть смысл точно. И значит новичку абсолютно точно можно даже взять это за правило – вреда не будет, только польза. Найденное исключение не стоит противопоставлять всему принципу, объявляя его мифом.

Теперь давайте подумаем, что будет, если взгляд человека
упирается в край кадра. Взгляд зрителя тоже туда упрется, он
там ничего не найдет, и ему придется вернуться внутрь кадра
и изучать, что там есть (если там что-то есть), и следовать
по другим указателям или просто разглядывать то, что привле-
чет его внимание. Теоретически это не хорошо и не плохо.


Вообще то это плохо. Объясню попроще. Есть такое понятие, когнитивный диссонанс. Расстройство психики от неприятной неожиданной нелогичной информации. Да, мы следуем за взглядом. И да, упираясь в край кадра мы испытываем разочарование. Нам не нравится прерывание нашей психической деятельности. Мы любим градиенты в перцептивном процессе. Об этом говорил Арнхейм, Железняков. Вот простое доказательство того, что это в общем, плохо. А где объяснение автора? Его нет. Просто мнение. И если бы книгу не читали новички, все бы ничего, адекватные мыслящие люди все поймут и отсеют зерна от плевел. Но на таких аксиоматичных рассуждениях строить всю книгу зная что ее будут читать неопытные – это не есть хорошо.

Часто места перед глазами человека в кадре автор не остав-
ляет, если хочет, чтобы зритель разглядывал собственно этого
человека, а не то, куда он смотрит. Можно найти довольно много
таких примеров, где портретируемые изображены в профиль.
Так, в случае фотографии5 Dennis Stock6 совершенно неважно,
куда человек смотрит и сколько оставлено места, потому что
задача — показать перышки и прочие особенности головного
убора.



Вот о таком анализе я говорил в начале, когда сказал что в книге много хорошего, если его отделить от вредного. Вот если бы из такого анализа состояла вся книга – он была бы очень полезна.

В обсуждаемом правиле нет особого смысла. Зато есть
смысл задавать себе такие вопросы:
— Куда смотрит портретируемый и возникнет ли у зрителя
дискомфорт от того, что взгляд «упирается в край кадра»?
— Есть ли задача создать такой дискомфорт у зрителя?
— Привносит ли «нетрадиционное» кадрирование какой-
либо смысл? Можно ли увидеть в этом какие-то символы?
— Что изменится, если выбрать другое кадрирование?
— Есть ли в кадре нечто, к чему мы хотим привлечь внима-
ние, если такой сильный «указатель» как взгляд портретируемо-
го уводит внимание зрителя за границы кадра?
Ответы на эти вопросы гораздо важнее, чем просто техниче-
ский контроль за расстоянием от глаз портретируемого
до границы кадра.


И вот такие рекомендации, избавленные от авторской гордыни – очень полезны и представляют проблески хорошего в книге.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art
Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov
2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii
Школа фотографии: http://malevin.art/shkola
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀
Tags: Арнхейм, Искусство, Книга по композиции, Композиция, Критика книги Зейгарника, Критические заметки, обучение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments