Цикл критических заметок "на полях" книг и статей. А Зейгарник «Мифология композиции в фотографии».
Содержание
Предисловие и введение: https://vladimirmalevin.livejournal.com/22335.html
Глава 1: https://vladimirmalevin.livejournal.com/22843.html
Глава 2: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23153.html
Глава 3: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23323.html
Глава 4: https://vladimirmalevin.livejournal.com/23569.html
Глава 5: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24010.html
Глава 6: https://vladimirmalevin.livejournal.com/24140.html
Глава 1 Миф «нужно оставлять
место перед взглядом»
Это просто один из самых распространенных мифов,
Еще раз: это закономерность и даже не правило.
Мифологизация отдельных приемов композиции почти все-
гда имеет какое-нибудь объяснение. В данном случае мы имеем
дело с чрезмерным упрощением. В процентном отношении
довольно мало фотографий, в которых места перед взглядом
портретируемого оставлено мало. Означает ли, что если места
оставлено мало, то это ошибка фотографа? Совсем нет!
Миллионы мух не могут ошибаться, если так делают многие и это работает, значит в этом есть смысл точно. И значит новичку абсолютно точно можно даже взять это за правило – вреда не будет, только польза. Найденное исключение не стоит противопоставлять всему принципу, объявляя его мифом.
Теперь давайте подумаем, что будет, если взгляд человека
упирается в край кадра. Взгляд зрителя тоже туда упрется, он
там ничего не найдет, и ему придется вернуться внутрь кадра
и изучать, что там есть (если там что-то есть), и следовать
по другим указателям или просто разглядывать то, что привле-
чет его внимание. Теоретически это не хорошо и не плохо.
Вообще то это плохо. Объясню попроще. Есть такое понятие, когнитивный диссонанс. Расстройство психики от неприятной неожиданной нелогичной информации. Да, мы следуем за взглядом. И да, упираясь в край кадра мы испытываем разочарование. Нам не нравится прерывание нашей психической деятельности. Мы любим градиенты в перцептивном процессе. Об этом говорил Арнхейм, Железняков. Вот простое доказательство того, что это в общем, плохо. А где объяснение автора? Его нет. Просто мнение. И если бы книгу не читали новички, все бы ничего, адекватные мыслящие люди все поймут и отсеют зерна от плевел. Но на таких аксиоматичных рассуждениях строить всю книгу зная что ее будут читать неопытные – это не есть хорошо.
Часто места перед глазами человека в кадре автор не остав-
ляет, если хочет, чтобы зритель разглядывал собственно этого
человека, а не то, куда он смотрит. Можно найти довольно много
таких примеров, где портретируемые изображены в профиль.
Так, в случае фотографии5 Dennis Stock6 совершенно неважно,
куда человек смотрит и сколько оставлено места, потому что
задача — показать перышки и прочие особенности головного
убора.
Вот о таком анализе я говорил в начале, когда сказал что в книге много хорошего, если его отделить от вредного. Вот если бы из такого анализа состояла вся книга – он была бы очень полезна.
В обсуждаемом правиле нет особого смысла. Зато есть
смысл задавать себе такие вопросы:
— Куда смотрит портретируемый и возникнет ли у зрителя
дискомфорт от того, что взгляд «упирается в край кадра»?
— Есть ли задача создать такой дискомфорт у зрителя?
— Привносит ли «нетрадиционное» кадрирование какой-
либо смысл? Можно ли увидеть в этом какие-то символы?
— Что изменится, если выбрать другое кадрирование?
— Есть ли в кадре нечто, к чему мы хотим привлечь внима-
ние, если такой сильный «указатель» как взгляд портретируемо-
го уводит внимание зрителя за границы кадра?
Ответы на эти вопросы гораздо важнее, чем просто техниче-
ский контроль за расстоянием от глаз портретируемого
до границы кадра.
И вот такие рекомендации, избавленные от авторской гордыни – очень полезны и представляют проблески хорошего в книге.
Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art
Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov
2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii
Школа фотографии: http://malevin.art/shkola
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀