Анализ картины Крамского как продолжение критики Фаворского

Рубрика: Критические заметки

Цикл коротких критических заметок "на полях" книг и статей. Фаворский. Композиция


Сегодняшняя статья не критическая заметка, а наоборот, развитие мыслей теоретика Фаворского о композиции. В его книге в предисловии мы читаем, что:

...«Неутешное горе» И.Н.Крамского, Фаворский видел в том, что драматическое психологическое содержание не поддержано соответствующей формальной цельностью. К сожалению, это серьезное критическое замечание осталось не аргументированным...

Соглашаясь с Ф. относительно его замечания восполняю недостаток аргументации. Действительно, изображенный на картине сюжет имеет острую драматическую трактовку, не поддержанную формальными средствами. нельзя говорить о полном отсутствии целостности - номинально она присутствует, чему автор способствует тональным единством темных тонов и искусственным, даже во многом нарочитым затемнением переднего плана и верха картины. И Если на переднем плане это выглядит естественным, тенями от неких предметов, то сверху наличие такой резкой темноты нельзя обосновать при таком освещении ничем кроме желания автора искусственно создать тональную целостность, тональный архитектонический гештальт произведения. Конечно такие спецэффекты не являются тонкой работой с композицией и говорят о заигрывании с психологией зрителя, о желании приукрасить работу. Однако обычный зритель, на которого и рассчитано это кинематографическое действо, не замечает таких подлогов. Для художественного же взгляда картина поверхностна и не содержит глубокого образа, а посему является примером околосалонной живописи.

Итак, формальная в смысле видимая целостность присутствует. Говоря же о формальных средствах композиции (формальных в смысле тонально-геометрических, не психологических, не духовных), то, соглашаясь с Фаворским необходимо констатировать что для этого не приложено никаких усилий. Попробуем это доказать. Но прежде чем сделать это, остановимся также на образе, который также не лишен недостатков.

Главная претензия к образу исходит из самого названия произведения. Неутешное горе – слишком сильное название для более бедного содержания произвдеения. Поза и жест героини свидетельствуют о трауре, о печальных болезненных воспоминаниях (взгляд, психологически показывающий обращение к памяти – нафраво одновременно с печальной его трактовкой – вниз), но безутешность – это характеристика такого состояния, при котором невозможно возвращение к нормальному состоянию. Любое горе проходит и наступает утешение. «Безутешность» свидетельствует о таком состоянии человека, при котором он переходит некую психологическую грань, после которой уже утешение, т.е. возврат невозможны. Разрыв струны. Надлом духа. Такое состояние демонстрируют похоронные плакальщицы в большей мере, чем дама, чинно вытирающая платком слезы печально вспоминающая умершего. Горе ее не является безутешным, хотя о его глубине мы судить, конечно же не можем. Но называя так работу, автор вводит зрителя в когнитивный диссонанс. Несоответствие названия и содержаний – мощнейший фактор, во-первых, подрывающий доверие зрителя, а во-вторых говорящий о недостаточном понимании самим автором изображенного. Из этого конечно следует что и в более сложной плоскости – плоскости создания формальной композиции, соответствующей сюжету и образу – автор также не прикладывает достаточных усилий.

Итак. На картине изображен драматический момент. Оставим за скобками его безутешность, иначе отсутствие формальных средств соответствющих этому будет показать слишком легко. Но даже в случае «горя» нет никаих формальных средств, поддерживающих его. Этими средствами могли бы стать сумрак, ломаная композиция, свет, свидетельства хаоса.

Да, картина решена в темных тонах. Но этого мало. Свет все же дневной, обычный. Можно было поместить героиню в темный угол комнаты, чтобы символизировать ее уход из жизни в сумеречную зону. Но автор оставляет ее на полном свету.

Тревожная ломаная композиция – еще один прием, способный привести содержание в соответствии с формой. Как видно без дополнительных объяснений, композиция здесь спокойна, монументальна и скорее отражает высокую благородную скорбь и торжественность момента.

Хаос конечно шел бы вразрез с сюжетом и обстановкой. Но то что и этого нет в композиции – очевидный факт.

Вообще все настроение, дух картины, говорят не желании автора выразить высокие или тонкие духовные материи, а о создании некоего театрального представления, которой в те времена, в отсутствии кино телевидения были востребованы широкой публикой как способ погружения в иллюзию, драму, наряду с книгой и театром. Т.е. это произведение мелко по своему содержанию и имеет прикладные цели. Почему я выразился «полусалонные» в начале статьи. Настоящий салон конечно же не содержит такой драмы, поскольку сложно представить себе покупателя отличного от искусствоведа или коллекционера, но по своей поверхностности и развлекательности очень близок к салону.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.