Критические заметки: О силе невербального
Рубрика: Критические заметки Цикл коротких критических заметок "на полях" книг и статей. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие
Эпиграфом два очень актуальных анекдота.
Перекличка:
-Иванов!
-Я!
-Петров!
-Я!
-Череззабороногузадерищенский!
-Я!
-нихрена себе фамилия!
-Я!
Пришёл в цирк человек с проектом нового номера. Его спрашивают, мол вы кто, фокусник? Нет. Акробат? Нет. Клоун? Нет. Да кто же?! Я – артист оригинального жанра, я работаю на контрасте. Это как?! Представьте, арена, аншлаг, темнота. Поднимают под купол здоровенный брезентовый мешок с говном. Шпрехшталмейстер в него стреляет. Мешок лопается. Шпрехшталмейстер в дерьме. Униформисты в дерьме. Оркестр в дерьме. Публика вся в дерьме. И тут: софиты, туш, выхожу я — весь в белом
В психологии есть понятие, как-то оно умно называется, я уже не помню, из подходящего в голову приходит что-нибудь типа коммуникативной рассинхронизации. (ред от 28.05.18 Вспомнил! Конвергенция) Это когда вербальный сигнал не соответствует невербальному. К примеру человек хочет показаться веселым и делает улыбку, но по позе и голосу мы видим что это не так и улыбка выглядит натянутой – мы распознали ложь.
Я вот тут вчера с подачи одного хорошего человека сел порразмышлять о невербальном. В перерыве набрел(совершенно случайно прошу заметить, просто делал паузу и смотрел в ютубе всякую шнягу про кино) на такой ролик
Красноречивее о силе невербального и рассинхронизации нельзя и придумать как сказать.
К чему это. А к тому что когда это происходит в жизни это вызывает когнитивный диссонанс – крайне неприятное нейро-био-химическое явление, заставляющее нас испытывать дискомфорт.
А когда это происходит в изображении? Верно, мы испытываем то же самое. Результатом на бытовом уровне является банальное «фотка-говно». Или «картина не удалась». Про картину же так резко не скажешь, там человек хоть старался, холст долго пачкал, поэтому хоть какое-то уважение все же есть и «картина-говно» вы не услышите никогда. Ну разве что вы попали в музей с гопником. Вероятность чего кстати тоже крайне мала.
Продолжаю критически анализировать книгу Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие»
А. анализиурует работу энгра «Источник».

Все бы ничего, анализ годный, если бы не одно маленькое «но». А. воспевает работу Энгра, а этого мы допустить никак не можем. Он рассказывает о крайней гармонии в положении тела и т.д., однако, его же цитата
" Чтобы создать образ этих моделей необходимо придумать и наложить на них композиционную схему, которая отражала бы «новаторство» художника и в то же время не нарушала бы основного визуального представления об объекте-модели. "
Вот это то как раз и не удалось Энгру и ускользнуло от глаз Арнхейма. Поясню. Попробуйте взять кувшин в руки и в стать в такую позу. Во-первых это сложноъ - стоять так. Во вторых, чтобы так встать придется кувшин сперва поставить на правое плечо, а выливать его через левое, через голову. Это как то череззабороногузадерищенски выходит. Учитывая же массу кувшина, килограммов пять, не меньше, и хрупкость девушки… Короче это невозможно и невозможно глупо, и зачем так лить воду непонятно. И вся магия образа рушится из за такой неестественной невозможной позы. Если же кто-то возразит что мол это аллегория и ради этого невозможное возможно, то я возражу, что предельный, фотографический реализм Энгра, доказано писавшего по фотографиям
https://vladimirmalevin.livejournal.com/7604.html
как бы обязывает следовать и реализму в механике движения тела. Иначе когнитивный диссонанс незибежен, что и возникает как результат прсмотра этого концептуального шедевра. Да, с концепцией здесь все в порядке и А. описывает ее довольно хорошо, соотношения девушки, кувшина, источника и приемника и много чего еще формального гармонично и концептуального интересного здесь есть. Чего здесь нет – так это гармонии и логики соотвествтия формального повествуемому, а это знаете ли, непременное условие целостности художественного образа.
Вывод: картинка слабая, образа не случилось, Арнхейм этого не видит, Энгр – слабый художник-фотоаппаратчик, пленяющий тонкостью мастерства фотографической передачи формального образа. Арнхейм слабый теоретик.
И тут выхожу я. Весь в белом.
Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art
Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov
2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii
Школа фотографии: http://malevin.art/shkola
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀