Критические заметки: О силе невербального

Рубрика: Критические заметки Цикл коротких критических заметок "на полях" книг и статей. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие

Эпиграфом два очень актуальных анекдота. 

Перекличка:
-Иванов!
-Я!
-Петров!
-Я!
-Череззабороногузадерищенский!
-Я!
-нихрена себе фамилия!
-Я!
Пришёл в цирк человек с проектом нового номера. Его спрашивают, мол вы кто, фокусник? Нет. Акробат? Нет. Клоун? Нет. Да кто же?! Я – артист оригинального жанра, я работаю на контрасте. Это как?! Представьте, арена, аншлаг, темнота. Поднимают под купол здоровенный брезентовый мешок с говном. Шпрехшталмейстер в него стреляет. Мешок лопается. Шпрехшталмейстер в дерьме. Униформисты в дерьме. Оркестр в дерьме. Публика вся в дерьме. И тут: софиты, туш, выхожу я — весь в белом

В психологии есть понятие, как-то оно умно называется, я уже не помню, из подходящего в голову приходит что-нибудь типа коммуникативной рассинхронизации. (ред от 28.05.18 Вспомнил! Конвергенция) Это когда вербальный сигнал не соответствует невербальному. К примеру человек хочет показаться веселым и делает улыбку, но по позе и голосу мы видим что это не так и улыбка выглядит натянутой – мы распознали ложь. 

Я вот тут вчера с подачи одного хорошего человека сел порразмышлять о невербальном. В перерыве набрел(совершенно случайно прошу заметить, просто делал паузу и смотрел в ютубе всякую шнягу про кино)  на такой ролик


Красноречивее о силе невербального и рассинхронизации нельзя и придумать как сказать.

К чему это. А к тому что когда это происходит в жизни это вызывает когнитивный диссонанс – крайне неприятное нейро-био-химическое явление, заставляющее нас испытывать дискомфорт.

А когда это происходит в изображении? Верно, мы испытываем то же самое. Результатом на бытовом уровне является банальное «фотка-говно». Или «картина не удалась». Про картину же так резко не скажешь, там человек хоть старался, холст долго пачкал, поэтому хоть какое-то уважение все же есть и «картина-говно» вы не услышите никогда. Ну разве что вы попали в музей с гопником. Вероятность чего кстати тоже крайне мала.

Продолжаю критически анализировать книгу Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие» 

А. анализиурует работу энгра «Источник».

 Все бы ничего, анализ годный, если бы не одно маленькое «но». А. воспевает работу Энгра, а этого мы допустить никак не можем. Он рассказывает о крайней гармонии в положении тела и т.д., однако, его же цитата

" Чтобы создать образ этих моделей необходимо придумать и наложить на них композиционную схему, которая отражала бы «новаторство» художника и в то же время не нарушала бы основного визуального представления об объекте-модели. " 

Вот это то как раз и не удалось Энгру и ускользнуло от глаз Арнхейма. Поясню. Попробуйте взять кувшин в руки и в стать в такую позу. Во-первых это сложноъ - стоять так. Во вторых, чтобы так встать придется кувшин сперва поставить на правое плечо, а выливать его через левое, через голову. Это как то череззабороногузадерищенски выходит. Учитывая же массу кувшина, килограммов пять, не меньше, и хрупкость девушки… Короче это невозможно и невозможно глупо, и зачем так лить воду непонятно. И вся магия образа рушится из за такой неестественной невозможной позы. Если же кто-то возразит что мол это аллегория и ради этого невозможное возможно, то я возражу, что предельный, фотографический реализм Энгра, доказано писавшего по фотографиям 

https://vladimirmalevin.livejournal.com/7604.html

как бы обязывает следовать и реализму в механике движения тела. Иначе когнитивный диссонанс незибежен, что и возникает как результат прсмотра этого концептуального шедевра. Да, с концепцией здесь все в порядке и А. описывает ее довольно хорошо, соотношения девушки, кувшина, источника и приемника и много чего еще формального гармонично и концептуального интересного здесь есть. Чего здесь нет – так это гармонии и логики соотвествтия формального повествуемому, а это знаете ли, непременное условие целостности художественного образа. 

Вывод: картинка слабая, образа не случилось, Арнхейм этого не видит, Энгр – слабый художник-фотоаппаратчик, пленяющий тонкостью мастерства фотографической передачи формального образа. Арнхейм слабый теоретик. 

И тут выхожу я. Весь в белом.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.