Критические заметки 2

Рубрика: Критические заметки

Цикл коротких критических заметок "на полях" книг и статей. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие

Фрейдистская эстетика до недавнего времени являлась одним из наиболее значительных и ведущих направлений в эстетике. Она оказывала огромное влияние на исследование проблем психологии искусства, в том числе и проблем эстетического восприятия. Психологи-фрейдисты рассматривают восприятие искусства как бессознательный, иррациональный процесс, мотивируемый лишь сексуальными комплексами или же, как это делается в эстетике К. Юнга, образами «коллективно-бессознательного». Фрейдисты считают, что искусство является символическим выражением форм коллективно- бессознательного, пли архетипов. 

Не отрицая этого, все же считаю что главным фактором процесса восприятия искусства является фактор нейро-биохимический, фактор математический. Сексуальность и коллективно-бессознательное – это метанадстройки над более глубинными и простыми по сути процессами в структуре личности.

Анализируя творчество художников, фрейдисты превращают искусство в предмет психиатрической диагностики, пытаясь найти в их произведениях выражение скрытых неврозов пли подсознательных сексуальных комплексов. Можно было бы привести огромное число примеров чисто волюнтаристского истолкования фрейдистами произведений искусства. Так, в исследованиях фрейдистов Гамлет оказывается невротиком1, король Лир — нарциссистом2, творчество Бодлера и Э. По интерпретируется как выражение эдипова комплекса 3. Излюбленным примером психоаналитиков является творче- ство Льюиса Кэрролла, роман которого «Алиса в стране чудес» истолковывается как выражение сексуальных и эротических символов 

А оперируя бессознательным невозможно ничего доказать или установить т.к. это очень мутная вода где как во сне возможно все, а значит нет никаких правил и норм. Правила и нормы – не священная корова, но без закономерностей, которые мы называем правилами и нормами нам не удастся добиться никаких результатов познавательной деятельности, а значит мы вынуждены будем оставить констатацию факта непознаваемости искусства в принципе. Что конечно же не устраивает ни одного исследователя и художника, стремящегося познать секреты формы не только эмпирически.

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой). 

Это еще одно доказательство того, что восприятие математично и основывается на простых законах энергетической целесообразности, которые в свою очередь, если копать глубже, имеют в основе самые простые законы натриевого обмена в нейронах.

Арнхейм в своих работах выступил с резкой критикой субъективизма и иррационализма, проповедуемых фрейдистской эстетикой. Значительное место эта критика занимает и в книге «Искусство и визуальное восприятие». 

Собственно это ответ всем кто говорит что все индивидуально – А. был против субъективизма.

Теория эстетического восприятия, которую развивает Арнхейм, строится на том, что восприятие в основе своей представляет познавательный процесс, определяемый формами и типом зрительного восприятия. В этом, пожалуй, состоит главная ценность эстетической концепции Арнхейма. 

Сказать что восприятие в основе познавательный процесс это все равно что сказать что перемещение в основе это процесс движения. Тавтология и пустота. Конечно восприятие это познание, в противном случае, если восприятие не ведет к познанию, оно блокируется. К примеру, наша психика купирует однородный повторяющийся сигнал, а из поля зрения исчезают недвижимые, приевшиеся объекты. Предела эта функция достигает у лягушки или других рептилий, которые и вовсе перестают видеть не движущиеся объекты как не значимые.

Я бы возразил, что восприятие в своей основе это не познавательный процесс, а процесс, имеющий целью генерации разнообразия ощущений ведущее к генерации дофамина и других переживаний. Познание же непрерывно и складывается из разницы имеющегося опыта и получаемого. При отсутствии такой разницы психика прерывает процесс восприятия как не нужный. Рациональность во всем.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.