Битва бобра с козлом. О духовном в искусстве.

Рубрика: Теория искусства 

Начинающему свой путь в искусстве тяжело разобраться что такое хорошо и что такое плохо. Есть авторитеты, указывающие что делать. Есть давление признанных историей имен. Есть непонимание как может вызывать восхищение уродливая, изломанная форма. 

Да, это человек. Точнее женщина. Точнее "Купальщица с пляжным мячом".

И что с этим всем делать. Рассматривать ли черный квадрат с умным видом в музее некоторое приличное время, меньше которого у окружающих возникнет подозрение в вашей дремучести, или пройти мимо? Пытаться ли в собственном творчестве прыгнуть выше голов многочисленных именитых предшественников или делать то, что нравится и во что веришь?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно особое вдохновение. Я им – располагаю.

Все просто. Существует два непримиримых лагеря, искусство духовное и искусство интеллектуальное. Населяющие эти лагеря художники не приемлют друг друга, не понимают и часто даже не осознают что они принадлежат к одному из этих лагерей. Можно ли отделить мух от котлет окончательно? Можно. Я тебя полюбил, я тебя научу.


Искусство духовное – это таинство торжества человека над своими страстями. Это победа собственного минотавра. Это результат сражения человека на поприще, где происходит битва космических сих добра и зла. Об этом - «Визит к минотавру»


Искусство интеллектуальное – это результат прокачки разума. Узнать больше, сгенерировать, философия – все сюда. Интеллект можно качать не только не совершая духовных побед над демонами, но и всецело отдаваясь им. Второе даже предпочтительнее, если есть задача извлечения прибыли, получения известности и т.п. Единственное условие – новизна и эпатаж.

Об этом – айфак10, Розалинд Краусс «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» и т.п.

Почему западное искусство всегда превосходило и будет превосходить российское? Дело в том, что при принятии решения о том, какой лагерь занять, художник западный долго не думает. Материальные ценности и общая атмосфера среды, в которой с детсва воспитывается человек предопределяют мировозррение. Конечно же, успех есть окончательная цель любой деятельности, а поскольку успех измеряется только окружающими, т.е. миром, а мир иного критерия кроме качества и количества потребления со времен его сотворения не выдумал, то вывод очевиден. 

Российский же человек априори более духовен (пока). Вся история России, то огромное количество страданий, которые принял на себя ее народ, та особая историческая роль, ни принадлежащая ни мистическому востоку ни циничному западу, выполняемая нашей страной обуславливают внутреннее сопротивление каждого художника идеологии материального. Русский человек духовен и именно поэтому так неуспешен. Да, он остается человеком, с присущей ему дихотомичностью. И когда темная сторона берет верх, чему способствует рыночная либеральная среда, русский художник тоже начинает работать лапками в сторону себя. Мы все участники регаты. Гребем гребем, гребем к себе. 


Сюда стоит добавить о загадочности и широте русской души. Нет никакой загадки, нет никакой широты, ребята. Все очень просто, смотрите. Загадочность русской души для западного человека заключается в его глубинных терзаниях, в огульном мракобесии и потом таком же глубоком покаянии. Сначала человек бабушку топором тюкнет, повинуясь темной стороне силы, доказывая своей гордыне что он не хуже малевича может квадратики рисовать, а потом мучается, прячется, потому что духовность взывает. Сначала он себя в чем мать родила выставит или в церкви богохульство спляшет, а потом… В прочем для них потом еще не наступило, скоро только сказка у Достоевского сказывается, а господа акционисты будут гореть в а… будут каяться в более зрелом возрасте. Как сказал В. Пелевин в том же айфаке, «запомните, молодые художники, акционизм всегда разный, а иконы и коты в старости всегда одинаковые». Перевод вольный для сокращения цитирования.

Коренное же отличие от художника западного, гребущего с упоением и верой в свою американскую мечту заключается в периодически возникающем из глубины души голосу совести. В эти моменты грести становится тошно и русский человек начинает пить или впадает в глубокую депрессию. Выход этих состояний занимает столько сил и времени, что к определенному моменту становится очевидно что регата окончательно проиграна и пора заводить кошку и вешать вместо красного квадрата таки в красный угол икону.

Может показаться что выступаю исключительно за духовное искусство, отрицая все земное, мирское и разумное, предлагая без молитвы за холст не садится. Отнюдь. Мы дихотомичны и полагать себя некакающей принцессой – такое же преступление против человечности и духовности. Так и интеллектуальное искусство, как минимум, выполняет свою образовательную функцию и до определенного момента это является забавной игрой в смыслы и образы. До определенного момента ученик может экспериментировать, баловаться, играть в кубизмы, авангардизмы, изобретать собственные измы. Но рано или поздно игра в песочнице заканчивается и художник должен принимать серьезные решения. И чем раньше – тему лучше. Потому что отгребать придется столько же сколько нагреб.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.