Categories:

Композиция в портрете: тренажер

Рубрика: композиция

Представляю вашему вниманию новый инструмент, новое методическое пособие, тренажер, который мы теперь будем использовать на занятиях по композиции и студийному свету: программа «Рембранд».

Для начала расскажу о важности темы и во второй части перейду к описанию программы.

Работа с композицией в портрете – сферический конь в вакууме. Все слышали про правило третей и все видели подобные изображения:

которые демонстрируют, когда очень хотят показать что это правило работает. И если трудно поспорить с тем что, когда Маккарри сместил девочку влево он сделал хорошо, то что делать когда нужна классическая компоновка где такое недопустимо — не совсем, мягко говоря понятно.

Вроде в одну из третей нос попал... Может нос нужно размещать по третям? Глаза попали в горизонтальную треть... Что бы это значило? У Маккарри же не попали... А взять измученную золотым сечением Мону Лизу и там вообще:

Ни глаза, ни вообще ничего. Но как же так, ведь Леонардо не мог так поступить, он же апологет математичности в красоте, инженер! Ситуация кажется безвыходной и она усугубляется с попыткой найти эти несчастные трети и сечение в других изображениях.

Но если одни отчаиваются и просто понимают что они чего-то не знают, то другие нет. Их пытливый мозг, попадая в ситуацию безвыходную отчаянно ищет способы преодолеть барьеры и, что самое интересное – всегда находит. Так появляются схемы, трактующие композицию портрета в парадигме приоритета расположения глаза модели. Был сферический конь в вакууме, стал вполне себе реальный схематический конь в композиции. 

Когда неизвестный художник, разместивший трети поверх этой несчастной кобылы увидел, что не просто линии золотого сечения, но аж их пересечение попало ей прямиком в глаз, он недолго думая принял решение  о том что глаз помещать следует тоже по этом правилу. Как и всю голову Маккари помещал, так и глаз стало быть нужно, раз картинка это доказывает. Особенно деятельные исследователи недолго думая формируют из этого правило и размещают эти картинки в интернетах.

Выходит, что для формирования новой аксиомы нужно немного: только найти фотографии, в которых требуемый объект оказался бы в положении, согласующемся с новоиспеченной аксиомой и нарисовать схемы

И вот оказывается, что спираль фибоначчи есть чуть не в каждой второй картинке. Секрет: не нужно чтобы спираль опоясывала все своей формой композиционное стронеие, главное чтобы она приходила в точку, в которой есть хоть что-нибудь и тогда она вполне себе красиво дополняет кадр и у не притязательного зрителя складывается таинственное, щемящее душу впечатление о повсеместной встроенности математики в законы природы и о гениальной чувствительности к этому авторов картинок и подобных, извините за каламбур, "анализов".

И еще оказывается, что если глаза Моны Лизы оказываются не в золотом сечении, а вставленная ей в нос спираль не совсем убедительна, поскольку только в двух частях касается ее головы, то можно начать рисовать разные фигуры поверх изображения и рано или поздно, в пересечениях линий этих фигур нет-нет да и окажется какой-нибудь моны лизы глаз. Что сразу же конечно будет означать торжество науки и интеллекта. 

Я вот сейчас не шучу, эту картинку на полном серьезе на одном из ресурсов предъявили как доказательство присутствия золотого сечения в картине Да Винчи и обоснованием служили золотые треугольники и биссектрисы их их углов. Этак наверное можно и в собачьей какашке золотое сечение отыскать. Если долго в ней покопаться. А красота какашки-то вовсе не в этом запрятана: http://vladimirmalevin.livejournal.com/649.html

Вот теперь эти схемы вместе с правилом можно распространить в интернетах и готово – никто больше не усомнится, что только так и нужно компоновать портрет.

Здесь у думающего человека возникают вопросы. К примеру, почему именно глаз и почему его следует помещать именно в третях. Не дай Бог, кстати, вам искать ответы на эти вопросы, потому что это приведет к изучению композиции, а это дело страшное. Как минимум сначала окажется что абсолютно все схемы, которые предоставляли раньше такой простой путь к пониманию того как строить кадр – не работают. И не работают они именно потому, что были выявлены без какой-либо теоретической базы, притянуты за уши на красивой инфографике. Потом они кстати перекочевали и курсы и даже в книги по композиции, но от этого применять сухие мертвые да еще неверные знания не стало легче.

На самом деле правило третей – один из частных случаев частного случая композиционной гармонии. Его растиражированность обусловлена простым пониманием. И не работает он (или работает так тупо что вызывает зубную боль у любого фотолюбителя со стажем больше полугода) именно потому что он слишком частный. Т.е. он работает, но далеко не везде. Обычно пределы применения этого правила объясняют двумя способами. Первый, самый поплуярный «это всего лишь правило а правила нужны чтобы их нарушать». И второй «правил нет, композиция это красота а красота субъективна». Чрезвычайно, надо сказать, вредные установки, которые легитимизируют недосягаемость опыта мастера и ввергают ученика в отчаянье. Спасает лишь появляющаяся надежда на жизнь после смерти (т.е. я научусь когда нибудь)

Не имеют никакого смысла и попытки опровергнуть это правило путем приведения изображений, несомненно отлично сложенных, гениальных, но никоим образом не соответствующим этому правилу

http://photo-element.ru/analysis/thirds/thirds.html

Объясню почему. Дело в том, что соотношение золотой пропорции, которое упрощено до «правила третей» (потому что в изображении формата 3:2 они почти совпадают), совершенно необязательно привязывать к топографическим координатам. Это соотношение действительно является одним из критериев красоты, но мыслить его только как расстояние от края кадра… Это все равно что микроскопом забивать гвозди. Да, это одно из возможных применений микроскопа (особенно если вы – пещерный человек), но далеко не самое лучшее. А уж доказывать с примерами, показывая как успешно забили гвозди без микроскопа… 

В портрете композиция очень сложна. Можно сказать что это самый сложный композиционный раздел из всех, поэтому мы проходим его в конце курса, когда уже отточены многие навыки и изучены все теории. С одной стороны, портрет – это композиционный минимализм, объектов мало и вроде как в такой ситуации все упрощается. Но эта простота обманчива, поскольку укомпоновать это малое количество объектов можно только применяя все навыки и знания. 

В организации портретной композиции принимают участие крупные пятна, размером примерно до 1/6 ширины/высоты картинной плоскости. Это доказанный факт, подтвержденный и исследованиями психологии восприятия и многолетней практической работой и экспериментами по рассматриванию изображения – отслеживанием движения зрачка

https://vladimirmalevin.livejournal.com/2888.html - о системе слежения за зрачком зрителя в композиции

https://vladimirmalevin.livejournal.com/5969.html - Архетипичные законы восприятия изображения

https://vladimirmalevin.livejournal.com/4840.html - Гендерные особенности восприятия изображений

https://vladimirmalevin.livejournal.com/12351.html - Утро в сосновом лесу: исследование внимания зрителя при рассмотрении картины

https://vladimirmalevin.livejournal.com/15058.html - Проверка предположений Лапина о восприятии картины Серова

Теперь понятно почему не может глаз моны лизы служить отправной точкой для создания композиции? Глаз моны лизы не может, а глаз бабы маши может

Именно потому что размер позволяет исходя из выведенного правила. Особенно вдумчивые могут заметить что размер глаза меньше 1/6 высоты изображения. Почему это так? Есть несколько факторов. Во-первых, в рамках этой статьи, не относящейся к такому сложному предмету как определение размеров, можно говорить только довольно-таки аксиоматично. Тем временем, есть масса сопутствующих условий и оговорок. В среднем, не вдаваясь в детали, в большинстве случаев, можно, скажем так *ориентироваться* на 1/6. Но не стоит это воспринимать как установленную переменную. Во-вторых, определение размеров, как я уже сказал – нетривиальный вопрос. Нам кажется, что глаз – это яблоко под веком. Но любому, кто пытался нарисовать портрет с портретным сходством очевидно, что это – иллюзия. В зависимости от освещения и степени проработки размер глаза может колебаться от зрачка до гигантского круга, охватывающего всю глазницу и даже захватывающего значительную часть верхней части скулы. Вот почему в занятиях по композиции выстроенных верно с точки зрения дидактики очень важно перед тем как переходить к правилам компоновки пятен, посвятить большое время выяснению что мы считаем пятнами или объектами, как их выделять, научится строить композиционные схемы и т.д.

Вернемся к нашему тренажеру. Задумал я его еще давно, когда стало ясно, что объяснения на картинках и схемах ведут лишь к теоретическому пониманию, а работа в студии для достижения самых простых учебных результатов занимает гигантское количество времени. Но все никак не было времени для реализации и вот наконец, нашлось пара свободных вечеров.

Назвать его сначала хотел «Виртуальная фотостудия», но потом стало понятно, что несмотря на внешнее сходство, цель приложения работа с композицией посредством света, а не самостоятельное изучение световых схем, хотя и это возможно. Поэтому решено было продолжить традицию именования программ тренажеров по известным в искусстве личностям. И как нельзя лучше, подошел мастер портрета — Рембрандт.

Тренажер позволяет, не тратя время на раскладку студийного оборудования и перемещение громоздких приборов по студии, отточить навыки работы с композицией портрета. В этой программе можно, управляя четырьмя источниками света, направленными на модель и бесконечным количеством фоновых источников, создавать композиционные структуры из пятен и главных объектов.

Моделью может служить как гипсовая голова, так и реальная модель. В первой версии программы на данный момент имеется только гипсовая голова, но отснять реальную модель и загрузить ее в программу проблемы не представляет.

Т.е. в самом ближайшем будущем, в программе возможно будет создавать свет и варьировать композицию с помощью управления пятнами на фоне на подобном портрете:

В программе уже заложено все что нужно, вопрос только в том чтобы отснять модель в специальном формате, пригодном для понимания программой.

Из главных источников имеются рисующий, заполняющий и два контровых слева и справа модели.

Положением рисующего света можно управлять с помощью двух регуляторов, обеспечивающих перемещение источника по вертикали и горизонтали на 180 градусов в каждую сторону, что аналогично перемещению студийного прибора вверх и вниз и влево вправо.

На фон можно светить любым количеством источников. Их комбинирование происходит методом наложения, имитирующим две основные техники работы со светом в студии: аддитивное сложение и экранирование флагами.

Интеснивность источников регулируется как и в реальной съемке и даже в большем диапазоне.

Таким образом, управляя направлением и интенсивностью света мы создаем любую световую схему и любое освещение фона.

Но не создание световых схем и не работа с источниками света является главной целью. Главная цель – создание композиции. И для этого в программе предусмотрен ряд фильтров и настроек, помогающих и облегчающих понимание этого вопроса.

К примеру, контраст фонового освещения. Регулировка контраста отдельно по фону позволяет склеивать единый гештальт из фонового пятна и пятна на модели. Кто проходил курс по композиции – вспоминаем темы тоновое единство, гештальт, художественная гармонизация.

Фильтр композиционного равновесия. Он определяет и динамически прямо во время работы со светом выводит на экран информацию о равновесности изображения.

На занятиях мы используем и отдельную программу-тренажер, позволяющую отточить восприятие равновесия, подробнее о ней вы можете прочесть здесь

Сальери

Программа - тренажер чувства равновесия в композиции

https://vladimirmalevin.livejournal.com/3648.html

http://vladimirmalevin.livejournal.com/3920.html - результаты

https://vladimirmalevin.livejournal.com/13451.html - результаты

https://vladimirmalevin.livejournal.com/15647.html - результаты

https://vladimirmalevin.livejournal.com/13766.html - каждый из нас от природы гениален

Модуль же встроенный в программу Рембранд позволяет уже не изучать, а только контролировать равновесие, предполагается что студент уже научился этому навыку отдельно его отработав

Этот фильтр одновременно и фильтр схематического представления. Помимо определения равновесия он отображает сцену в виде схематических окружностей. Один из самых полезных навыков, на понимание и отработку которого уходит обычно не одно занятие.

Фильтр определения гештальта. Облегчает работу, динамически выводя на экран главный гештальт изображения, что помогает корректировать композицию, опираясь на этот, один из ключевых параметров.

Фильтр соотношения масс. Выводит на экран динамическую информацию о присутствии в изображении такого важного параметра как гармоничное соотношение используемых в структуре композиционной работы масс.

Ну и даже без присутствия всех этих вспомогательных возможностей, без которых художники успешно строят свои изображения (на что правда уходят годы упорного труда) в программе можно просто создавать различные композиционные схемы, управляя только светом и тенью.

Собственно работа светом и тенью и есть настоящая работа фотографа. Переставление предметов в натюрморте, несмотря на положительный учебный эффект не может являться приближением к жизни, поскольку ни в репортажной съемке ни в портрете, ни в пейзаже никто вам предметы двигать не даст и вся надежда будет на управление светом, тенью и пятнами.

Вот такие композиционные и световые схемы можно получить при самой простой настройке 5-6 источников света.

 Вся настройка заключается всего лишь в выборе направления источника и его интенсивности. Такими скупыми средствами в фотостудии и создаются волшебные образы, а вовсе не игрой с предметами, пистолетами и всяким дурацким реквизитом

Таким образом, человек, перемещая источники света учится одновременно и композиции и светопостановке, причем на реализацию любой задумки уходят минуты а не десятки минут и часы как в реальной студии. В реальной студии студент сталкивается еще и сопротивлением материала: приборов недостаточно, их мощность не позволяет реализовать ту схему которая воображается, насадки не дают нужного размера пятен и т.п. И все эти проблемы возникают только у того, что уже знает чего хочет. Какую схему, какую композицию он собирается сделать, насколько мягким градиент на фоне получить, какое смешение пятен и какие источники с какими насадками дадут желаемое смешение световых пятен. Если же таких знаний нет, то работа в студии похожа на ту историю, когда обезьяны сидят за печатными машинками и колошматят по клавишам в надежде получить осмысленные блоки текста. Как говорят математики это возможно, но времени потребуется несколько многовато, там что то близко к бесконечности. 

Стоит ли говорить о том, что когда точно знаешь что хочешь и как это получить, вопрос реализации задуманного на практие становится чисто механическим. Ведь когда уже понятно какой градиент, сколько источников света, основное расположение пятен – в студии остается только подвинуть на нужное место приборы. 

Ссылки 

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

2 теста на знание и чувства композиции: https://www.malevin.art/test-na-znanie-kompozicii

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.