Искусство - ой. Но да.

Рубрика: Теория искусства 

Хотим мы этого или нет, но идущему на нас паровозу приходиться уступать дорогу. Нравится или не нравится – но в современном искусстве правят силы помощнее любых паровозов. И эти силы давно определили: искусством сегодня называется нечто иное, чем было принято за всю человеческую историю.

Когда Малевич поставил жирную квадратную точку в визуальной эволюции пластического – казалось что это и есть предел, граница вселенной, последняя сингулярность после которой возможно только ее уничтожение, большой взрыв и новое чистое развитие с нуля для новых людей. Начиная с наскальной живописи.

Когда искусством назвали писсуар или закатанные в банку экскременты, снова показалось что вот она, та сингулярность на которую так прозрачно намекнул Малевич. Взрыва не произошло, потопа не будет, но и сжатие вселенной больше невозможно.

Но когда сегодня голый мужик с обреченно-пронзительным взглядом приколачивает себя причинным местом к брусчатке красной площади – мы снова вынуждены продолжить впихивать невпихуемое и сжимать несжимаемое и назвать это искусством.

Но почему? Почему мы вынуждены уступать паровозу? Ведь художник – существо сверхсвообдное. А сверхсвобода она как сверхнаглость: можно не просто бежать навстречу паровозу, но и кричать «задавлю!». Но не все так просто если есть система и ее рамки, а сколь угодно свободным ни был художник, без зрителя он как тот неуловимый джо, который и неуловим то потому что никому нафиг не нужен. Так и со свободным художником: он свободен ровно до тех пор пока не испытывает потребности показать свои произведения своей аудитории (иными словами пишет в стол, что, согласно общепризнанному критерию является признаком как раз "непоэта" и "нехудожника"). Как только художник выходит один на один к свеему зрителю, он начинает представлять с ним единое целое, ну а зритель, как часть системы, является проводником мыслей и смыслов самой системы. Что же за система сегодня правит балом мы все прекрасно знаем, как и знаем то, кто дергает за ниточки и ужинает девушку. Вот и все, вольный художничек, свободно то только небо над головой твоей. Да и это справедливо только в фантазии поэта-песенника, на деле физические законы довольно точно описывают весь механизм поведения этого самого неба, да так детерминированно, что ни о какой свободе говорить не приходится вовсе. Спросите метеорологов.

А мы попали в ловушку собственного дискурса. В попытках познать трансцендентное своим скудным умом, в попытках узнать что же у лягушки внутри, хомо сапиенс, препарировал живую истину и получил ее симулякр. Который и восстал против нас, законно предъявив свои права и указав нам наше место. Коль скоро мы делаем вывод, что главное в искусстве – это образ, столь же неизбежно, как мутация бактерии устойчивой к антибиотику, появляется среда, пестующая и рафинирующая именно этот аспект, игнорируя и нивелируя все остальные. И с этой позиции начинает выходить, что да, поджигание памятников и зданий - это образ. 

Зашивание рта, особенно с декларируемой контекстной концепцией – это сильный образ. 

Танец в церкви – сверхмощный и сверхновый образ. 

Вывод? Неутешителен. Все это действительно искусство, а эти люди – настоящие художники.

Казалось бы, вот теперь то вселенная искусства наконец сжалась до самого предела. Вот теперь то рванет. Но нет пределов «совершенству» и Пелевин в своем Iphuck10 показыавет что есть еще куда сжимать. Можно еще, к примеру, продавать эскимосам снег а бизнесменам – цифровые копии произведений искусства. Все к тому и и идет, ведь раньше в музеи принимали только ручную фото печать, приближающую результат фотопроцесса к артефактам печатной графики, а сегодня уже принимают даже прямые отпечатки с принтера. Так почему бы, следующий шаг, и файлы не брать? А там до цифровых копий недалеко. Не такую уж и фантастику описывает Пелевин, а самое ближайшее будущее.

Однако, у разумного, исповедующего настоящие идеалы человека, неравнодушного к той области высокого и прекрасного, что до сих пор не разум а душа считает искусством, возникает резонное неприятие как подобных акционных «художеств», так и всей вышеприведенной логики. И это правильно. Но не спешите обвинять логику равно как и автора этой статьи, против нее, как и против паровоза, не попрешь. Здесь дело в другом.

Как я уже сказал выше, логика, на алтарь которой было принесено слишком много живых жертв – ожила и этот франкентштейн попросту восстал против человека. Мы ничего не можем сделать с тем фактом, что искусство – это образ и что без образа нет произведения искусства. Подробнее и убедительнее об этом здесь:

https://vladimirmalevin.livejournal.com/266.html 

https://vladimirmalevin.livejournal.com/266.html

https://vladimirmalevin.livejournal.com/7193.html

А коль скоро это так, то следующий прямой логический вывод как раз в том, что образ и есть самодостаточное условие появления произведения искусства. 

Дальше уже понятно: отрыв образа от материального носителя, - вопрос даже не времени, а следующего логического шага. 

Нам остается лишь посыпать голову пеплом, поскольку противодействие этому факту всего лишь обнаруживает в нас отсутствие разума и честного благородного признания поражения. Иными словами выбор за вами — смиренно сойти с рельс и устроить поминальный пикник на обочине или угруюмо опустив лоб встретить удар паровоза.

А высокие образы Рафаэля, представляющие собой единство с техническим мастерством и магией недосягаемой предметной артефактности, обусловленной множеством исторических предпосылок (дороговизной красок и недоступностью обучения и т.п.) так и останутся для неразумных, но духовных людей настоящим искусством, потерянным раем, оставшимся далеко в прошлом.

Мда. Это вам не яйцами себя к забору приколачивать.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.