Categories:

Как я учился фотографировать

Рубрика: Образование 

После многих лет любительской съемки сначала на пленку а потом и на первые цифровые аппараты, в определенный момент я вдруг понял, что можно и всю жизнь влачить жалкое любительское существование, теша себя надеждой, что профессионализм растет сам собой. Что согласно философскому закону перехода количества в качество рано или поздно все начнет получаться само. 

И вдруг, в какой-то момент, меня как громом поразило: а ведь фотоаппарат в руках уже 14 лет. А где снимки, которые хочется повесить на стену? Где победы в конкурсах? Нет, так дело не пойдет. Нужно брать быка за рога. И если учится - то делать это на полном серьезе. 

Быстро созрел план действий.

  1. Сжечь      все мосты
  2. Прочесть      все что можно достать
  3. Посмотреть      все фильмы о фотографии которые есть
  4. Поучится      во всех мыслимых доступных фотошколах
  5. Доказать      себе и «вселенной» что я – действительно фотограф

Не люблю все эти ужасающие глупости про вселенную, но доказать же нужно было не только себе, а чему-то трансцендентному, это обязательно, иначе не выходит высокой идеологической цели. А чему или кому – было не понятно. Богу? Ему глубоко фиолетово фотографируешь ты или киркой машешь, главное чтобы человек как грится был хороший. Обществу? Тут уже мне на него всегда было точно так же фиолетово. В общем была выбрана вселенная просто как некий мотивационный симулякр.

Итак, с первым пунктом было проще всего. Бросить работу, которой посвятил последние 10 лет жизни – это быстро. Ломать не строить. Да и вообще сдуру можно и сами знаете что сломать. Вобщем психанул и .. бросил.

А вот второй пункт оказался коварным. Накупить и навыпрашивать несколько полок книг и журналов по фотографии и искусству и накачать гигабайты книг и туториалов из интернета – дело не хитрое. И как мы все знаем, на этом, все обычно и заканчивается. После беглого эйфоричного прокликивания-пролистывания всего этого богатства и предвкушения того как весь этот поток обильно орошает наши корки и подкорки и обогащает наш внутренний мир обычно появляется текучка и неотложка и в общем сами знаете. Но не тогда же, когда мосты сожжены и позади – Москва. В общем, чтение заняло все свободное и несвободное время и на месяцы я погрузился в изучение информации. И вот тут (а точнее чуть позднее) и обнаружилась проблема. Дело в том, что книжная информация без практики не просто мертвый груз. Это смертельный балласт, тянущий вас на самое дно самого глубокого ущелья. Это если вкратце. Она не дает снимать. Она подтасовывает факты. Она заставляет расшибаясь ломиться в открытые двери. Она делает сложным то что является простым. Она направляет не в ту сторону и вы идете годами не туда…

Чтобы описать все последствия обучения без практики потребовалось бы живописать это на многих страницах. Имеющий мозги да поверит. Сейчас не буду. Скажу лишь что опомнится мне помогло мое первое педагогическое образование и что когда я опомнился – я бешено ринулся наверстывать упущенное.

И начались бесконечные тесты камер и объективов, условий съемок, тестовые съемки, обычные съемки, необычные съемки и т.д. И как же мешали все эти безусловно умные и полезные сведения, полученные ранее… Забегая вперед скажу что ушли годы на то, чтобы выровнять баланс. Кто интересуется, минимальный баланс простой: 50:50. Прочитал об открытой диафрагме: сделай съемку на открытую диафрагму. Прочитал главу о съемке птиц – отсними 10 птичьих съемок. Ага, заметили что уже не 50:50 а 90:10? Правильно, потому что в главе о съемке птиц будет минимум десяток задач.

С третьим и четвертым пунктом ничего интересного. Смотреть фильмы полезно, хотя поправку на баланс теории и практики нужно делать и здесь. Ну а учится никогда не рано и никому не поздно, так что тут без подводных камней. Единственное что – пройдя множество школ, МК и частных учителей я вдруг осознал, что академической школы фотографии в нашей стране попросту нет и по моим запросам попросту нет программы обучения. Да, в одном месте вам расскажут как экспозицию ставить, в другом узнаете пару световых схем. Но целостного, дидактически последовательного обучения нет, потому что никогда этим вопросом не занимались профессиональные педагоги. Поэтому в определенный момент все кончилось созданием собственной школы с подробной дневной, месячной и семестровой программой на несколько лет, включающей дисциплины и самоэкзамены. Короче говоря если гора не шла к Магомету, то он создал для себя собственную школу, которую педантично и методично и заканчивал сам собой параллельно всем остальным обучалкам. Конечно же с золотой медалью, ну о чем вы говорите.

Вопросы возникли с последним, пятым пунктом. Он появился потому, что я осознал, что буду достоин называться профессиональным учеником, а потом и профессионалом только если выдержу серьезное испытание. Но какое? Наверное если бы я пошел в ученики к мастеру фото-кунг-фу, я должен был бы года три заряжать пленки, мазать пластины фотоэмульсией и носить штатив, прежде чем меня допустили бы до первого нажатия на кнопку спуска. А что сделать мне? И я придумал следующее. Я дал себе обет: не расставаться с фотоаппаратом ни на минуту в течение года ни дома ни где-бы то ни было еще. 

Сначала это было тяжело. Особенно, когда выяснилось, что челендж уже начался, (что означает – нельзя менять правила на ходу) а нюансы только начинают появляться. Например, никто не предупреждал что «везде» и «всегда» означает буквально именно это и, выносить мусор на лестничную клетку тоже как ни странно подпадает под эти драконовские условия. А что делать? Отступиться от обета означало потерпеть фиаско. Менять правила на ходу означало бы дать себе лазейки и потом бы выяснилось что выход к подъезду это же почти то же самое что вынос мусора, а потом и до магазина дойти можно было бы без аппарата – это ж совсем близко к подъезду… Соседний в квартале магазин? Ха, а чем он отличается от магазина у подъезда? В этот-то уже можно ходить без аппарата, а в тот и подавно – тем более что на машине едешь, а за рулем же фоткать нельзя… Ну в общем вы поняли. Коготок увяз – всей птичке пропасть. Поэтому либо ни-ни, либо нафик. Было выбрано «ни-ни». Как следствие – пугающий добропорядочных соседей идиотский вид выносящего мусор человека с аппаратом на шее. 

Но идиотизмом это казалось только поначалу. Потом же начали «вскрываться» чакры. Оказалось, что несмотря на заверения всех знакомых, прознавших про мое безумие, о том что «уж на лестничой то клетке уж точно ничего не происходит в момент выноса мусора, поэтому можно уж этим то точно пренебречь», оказалось что очень даже происходит. Нет, конечно, инопланетяне не прилетели. Падение метеорита из окна я тоже не снял. Но происходило более важное – происходили изменения в сознании. Оказалось, что аппарат на шее волшебным образом перестраивает сознание и видишь все уже не так как без него. Появлялась как бы потенциальная возможность сделать кадр и эта потенциальная возможность преображала реальность, заставляя облезлые стены подъезда организовываться в композиционные структуры, привычный одинаковый раньше свет – мягко разливаться по пролетам, а казалось бы неизменная экспозиция (неизменная она для нас только по причинам постоянной аккомодации как выяснилось) стала постоянно меняющимся световым шоу с таинственными темными пятнами в углах и под ступеньками и радостными бликами, с игрой яркости вследствие малейшего изменения плотности облаков.

В конце хотел сказать что-нибудь завершающее, философское, умное и наставляющее, но наверное если кому-то эта статья показалась интересной и нужной – уже и так поняли все что нужно. А поскольку это не литературное произведение, то и какой-то такой особой концовки с уходом в закат тоже можно не делать. Поэтому тут тупо конец.

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.