Тонирование фотографии

Рубрика: Фотография 

На одном из занятий курса по лайтруму возникли вопросы по тонированию фотографий. Насколько уместно тонирование, какой оно должно быть интенсивности, как это лучше сделать технически. Несмотря на то, что лайтрум предоставляет до предела упрощенную процедуру тонирования, эта простота обманчива. Писнуть стишок, как говорил С. Есенин, пожалуй может каждый. И кухарка, несмотря на заверения вождя, за последние сто лет истории так и не получившая возможность поуправлять государством, сделать творческое тонирование фотографии может совершенно точно. Но как от обманчивой простоты первых уверенных шагов на коньках до балета на льду пропасть, так и в до предела упрощенном в лайтруме инструменте тонирования пропасть от раскрашивания фотографии до мастерского придания ей эстетически совершенного вида.

Ключом к последнему является личная когнитивная стилистическая библиотека. Это набор внутренних установок, пониманий и знаний о других изображениях, сгруппированных по неким признакам, объединяющим большое количество изображений в устойчивые, и, что немаловажно, признанные историей культуры, группы. Проще говоря – насмотренность, но не простая а осмысленная. Почему осмысленная? Да просто потому что только осмысление группирующих признаков создает в мозге нейроструктуры, позволяющие обучать нашу нейронную машину. Простой просмотр подобен белому шуму – он, при кажущемся восприятии, не задерживается в памяти вследствие избирательной ее деятельности. Поэтому простое листание миллионов фотографий и картин не приведет ни к какому развитию. Необходимо осмысление.

Осмыслению насмотренности способствует конечно же правильное обучение. Во-первых педагог должен ставить задачи таким образом, чтобы познание продвигалось логично и последовательно, согласно принципам раздела педагогики – дидактики.

Во-вторых огромную важность приобретают такие предметы как теория и история искусства, цветоведение, основы изобразительной грамоты. Рисование стоит освоить хотя бы на самом начальном уровне, поскольку этот навык даже в примитивном виде дает громадную пользу. 

Ну и в третьих, постоянная мыслительная деятельность, направленная на создание внутренних установок, каталогизации известных сведений, обобщению и анализу.

Вернемся в этом аспекте к тонированию. Тонирование представляет собой изменение цветового содержания крупных масс тональных пятен, а это означает, что тонирование потребует и повлечет за собой изменения контраста. Это следует из знаний в области цветоведения: насыщенность цвета снижается при приближении его к предельным областям света и тени, что означает в свою очередь, что достижение внятного цветового оттенка возможно лишь при искусственном снижении динамического диапазона изображения (что и используется в многочисленных презетах по тонированию). Что касается теневой части, то здесь ситуация осложняется еще и тем, что, в отличие от светов, в свете вышесказанного о насыщенности цвета в тональных предельных областях, очевидно, что тонирование без снижения динамического диапазона приводит к разрыванию теневого гештальта (для понимания этого нужно изучать теорию композиции), что ведет к уничтожению целостности и, как следствие, к изменению впечатления зрителя с приятного на раздражающее.

Кроме того, возвращаясь к теме о стилистических когнитивных библиотеках, тонирование всегда будет иметь следствием отход от прямой фотографии к фотографии художественной, спецэффектной. Это не плохо и не хорошо, это нужно просто понимать прежде чем применять тонирование. Фотография, как и реалистическая живопись, вызывает в мозге зрителя переживания иллюзорной реальности. Однако если живопись добивается этого одной лишь разницей тона граней крупного модуля, то фотография использует микропереходы тона и изменения плотностей текстуры и микрофактуры предметов. Это принципиальное отличие накладывает серьезные ограничения на свободу творчества. Фотография вследствие описанного выше как бы декларирует свой ультрагиперреализм и тем самым обособляет себя от живописного. Доказательством этому служат любые попытки внести в живописную ткань методов создания иллюзии реальности фотографических, которые всегда имеют результатом безжизненное изображение, которое так и не дотягивается до фотографического (за исключением особо упертых товарищей гиперреалистов, но тут возникает другой вопрос, в том что созданные ими произведения ни в коей мере уже и не являются ни живописью ни графикой, а как бы представляют собой фотографии, выполненные не тонером и микрокаплей принтера, а художественными материалами) но и теряет все прелести изображения живописного. А тонирование вследствие снижения динамического диапазона и иных факторов, способствует сближению фотографии и живописи, однако оставляет те, сугубо фотографические методы передачи объема. Что вызывает, при неумелом и неконтекстном применении, конечно же когнитивный диссонас как самую естественную реакцию на дикую эклектику. Вот почему тонирование лучше всего ложится на киношную и ретро стилистику: они сами по себе ближе к живописи хотя бы по критерию отсутствия микрофактур (конечно же за исключениями – современное кино в формате HD, особенно снятое на коротких выдержках так же диссонирует с тонированием в общем случае как и прямая фотография).

Итак. Тонируя – отталкивайтесь от известных вам изобразительных стилей. Нарабатывайте собственную библиотеку правильными методами. Не тонируйте те фотографии, которые по стилистике принадлежат к прямой фотографии. Получайте эстетическое, а не технико-фотографическое образование.


Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.

Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov

Школа фотографии: http://malevin.art/shkola 

Фото-туры: http://photo-tur.ru/ 

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok 

Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.