vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Процесс создания композиции графической работы

Рубрика: композиция

Композиция содержится в натуре как скульптура в граните. Важно увидеть ее и освободить от лишнего. В этом великая цель и метод реалистического искусства. Реализм ради реализма – неинтересен, предел этой мысли – гиперреализм, который на своем примереубедительно показывает всю ущербность этой концепции. И не смотря на то что неискушенного зрителя гиперреализм прельщает своей техничностью и «степенью мастерства», которое он ошибочно видит как раз в степени «похожести» изображенного к изображаемому, зрителю с хоть сколько-нибудь развитым вкусом, зрителю посещающему выставки, ясно, что при всей эффектности в гиперреализме нет главного – смысла и самого художественного произведения, мысли автора.

А вот реализм как средство передачи сочиненной автором композиционной структуры – это высшее искусство. Все дело в том, что все визуальное искусство делается по сути, ради композиции, поскольку только в этом и возможна реализация автора если говорить о формальной стороне вопроса, оставим за скобками символы, концепции и духовный смысл. Но в какой форме преподать композицию – это и отличает в основном разные стили. Композиция в голом виде – супрематизм.



Композиция с известной долей реализма – Петров-Водкин.



Композиция вшитая в ткань реализма – Леонардо.



В чем же сложность создания композиции в ткани реализма? Вовсе не в том, как полагают некоторые, чтобы реалистично выписать предметы. Да, это отдельное мастерство и трудоемкость этого выше чем экспрессивного «творческого» ляпанья краски. Но главное в другом. Задача художника в этом случае не просто найти или сочинить композиционную структуру, удовлетворяющему высокому критерию образованного в этом плане зрителя, придирчивого к сложности, соподчиненности, внутренней логике этой структуры, но еще и согласовать ее с формами и логикой реальных объектов.

Супрематист или постимпрессионист свободен от таких хлопот.



Ему достаточно сочинить. А реалист мало того что обязан увидеть композицию в хаосе реальности, этого мало, иначе чем он отличается от фотохудожника, выполняющего ровно эту же задачу, он должен так трансформировать реальность, чтобы и сочинение удовлетворяло высоким требованиям и реальность осталась бы реальностью. Я имею в виду что можно конечно пересадить дерево и уменьшить размер пруда втрое, поменять форму горы… Важно не пересечь некую грань, после которой это все превращается в свободное сочинение а не работу по мотивам природы.

Почему это важно? Нет, не потому что «художник (или фотограф) должен фиксировать реальность, создавать документ» или типа того. Высокопарности оставим, есть простая практическая выгода - просто потому, что сама природа дает художнику многообразие композиционных форм такого характера и рода, каких сам человек выдумать не в состоянии. Об этом говорили все великие. Когда же начинаешь использовать природу а не вслушиваться в ее божественную музыку, то рано или поздно перестаешь ее слышать и впадаешь в сухую колею умственного, логического сочинения. Отпад от источника, от природы – это духовная катастрофа, творческая смерть (для тех кто понимает).

Давайте посмотрим на процесс поиска одной композиции. Я решил сделать набросок по мотивам одной своей фотографии. И поскольку просто перерисовать – скучно и не нужно (есть для этого фотоаппарат), то необхоидмо сначала определиться с композицией. Рисовать же по мотивам своих фотографий это всегда вызов, потому что в них я композицию определяю еще на этапе съемки и что-то кардинально улушчить или изменить всегда трудно, поэтому велик соблазн поддаться искушению копирования.

Собственно именно поэтому я и попадаю в эту ловушку, часто сам того не осознавая. Вот и в этот раз. Первое что приходит в голову при попытке сделать композиционный эскиз, это конечно срисовать все как было. Тем более что исходная «натура» и так не плоха. На этой фотографии уже много работы выполнено было мной как фотографом – поиск композиции как наилучшего сочетания природных, неизменяемых объектов всеми средствами, доступными фотографу – сменной точки съемки, изменением масштабов, размера пауз и т.п.




К счастью, из этой ловушки «нарисовать все как есть» обычно выводит та разница, которая видна при перемещении изображения с фотографии в сферу изобразительного пластического – на разнице сразу становится очевидной проблема фотографического изображения – оно недостаточно «тонко мыслит».



Грубо, по объектам, массам, можно раскидать. Но отрисовка «как есть» показывает, что у изображения много недостатков, не дающих ей стать художественным произведением. Да, как фотография – отлично, и видна композиционная структура и большего от фотографии в плане композиции желать нельзя. Но как только это становится графическим произведением – сразу чувствуется недоделанность, недоосмысленность масс, зашумленность лишними элементами, недостаточность внутренних связей и целостности. Поэтому дальнейший поиск идет в русле устранения этих недостатков.

Во второй версии сразу видно желание автора привести композицию к более извилистым линиям, природным мотивам.



С этой целью он хорошо привирает. Убирает много чего, изменяет формы. Получается вроде мило, но слишком неправда. Почему неправда плохо мы уже говорили выше – отпад от источника. Эта композиция умозрительная, хотя и не плохая.

Следующий вариант пытается оставаться честным, но довольно скучен.



В следующем варианте была попытка создать тональное единство.



Конечно ошибочная. В такой линейной натуре тону не место и он не может держать работу, его слишком мало. Надумать его «поверх» - не получается, ему не на чем жить, нет обоснования тональному решению. Почему же тогда автор сделал тональный набросок? Очень просто – когда рисуешь, думаешь не логикой. Просто пришла идея «ага, щас тонально» и пока она свежа быстро воплощается. В общем можно сказать проще – отрицательный результат это тоже результат и опыт – это то что получаешь когда не получил чего хотел. И еще: лучше сделать и жалеть чем не сделать и жалеть.

Следующий пример возвращается к правде.



Он пытается изобразить все существенное на своих местах. Его проблема – отсутствие целостности. Это конгломерат, как собственно это и есть в реальной фотографической работе.

Наконец в следующей композиции включается слух природной музыки, который был потерян изначально – первая попытка передать все как есть заглушила голос природы обилием лишнего, это как слушать соловья в метро.



Голос природы был, но художник его просто не увидел т.к. пытался передать все. Дальше он ударился в мудрствования и поэтому перестал слышать то, что поет природа. А теперь, промучившись несколько вариантов пытаясь быть правдивым (в муках как известно рождается все прекрасное) наконец ему было «открыто сокрытое». И оказывается, что в фотографической работе скрыта главная композиционная мысль – треугольники. Конечно, это самое сильное и интересное, что есть в этой работе! Это стало видно только после вслушивания в голос изображения. Однако простого вслушивания мало, поскольку, как мы говорили выше, природа только дает идеи, сырые камни, которые еще нужно обработать и огранить. Нужно привести объемы к идеальным сочетаниям, линии к их структурным соединениям. И все это сделать не затронув основной идеи, данной природой – треугольники. Когда эта работа была проведена, - появилась последняя версия композиционной структуры произведения.




Эта структура композиционно гармонична и соответствует всем требованиям канонам и правилам композиционного построения. По ней уже можно было бы делать реалистичную работу.

Я решил ограничится наброском. Конечно можно было бы довести работу до той степени реализма, когда она стала бы неотличима от фотографии. Но мне на данной работе это было просто ни к чему. И так эта работа в стиле реализм и так она иллюстрирует все, что мне хотелось сегодня сказать. Однако это не просто копирование реальности. Это сочинение. Но сочинение не надуманное а услышанное и лишь доведенное до абсолюта форм.




Кто то может спросить: а при чем здесь фотография? Ну хорошо, художник может манипулировать реальностью и даже обязан это делать если он не копировальщик. Но я, как фотограф, что я могу сделать? Пересадить куст? Погнуть дерево? Наделать треугольников из сухой рогозы? Это глупо все и невозможно, поэтому все эти выкладки для фотографии не представляют никакой ценности.

Тот кто так подумает поставит себе такой блок в художественном развитии, который остановит его творческое развитие если не навсегда, то на годы. Отвечаю. Как говорил один старый мудрый учитель рисунка: «Главное друзья, что произошло за этот сеанс рисования, произошло не на листе, а у вас в голове». Так вот. При попытке, сколь угодно плохой попытке, нарисовать вашу фотографию и проработать ее композицию, вы увидите, то, что никогда не видели



Это будет завтра.

Но уже сегодня, следующий ваш фотографический опыт уже не будет таким как раньше. Да, вы не сможете спилить ветку если она вас не устроит композиционно. И вы не будете (надеюсь), носить с собой передний план, как это делают некоторые ловкие фотографы, производящие милую картинку вместо постижения природной красоты. Но поскольку фотография – это вопрос отбора, отбора момента, отбора ракурса, то ваши возможности по этому отбору многократно возрастут, поскольку ваш внутренний хренометр будет настроен гораздо тоньше и его уже не проведешь обычной фоточкой где все просто красивенько. Ему будет подавай треугольники какие-нибудь. А то и еще чего позаковыристей. Все зависит от того, насколько вы углубились в вопросы композиции (проверить это вы сможете здесь). А это и есть рост фотографического видения.

Так что друзья, надеюсь я вас убедил, что рисование для фотографа – крайне необходимая вещь. И если у вас нет времени на прохождение полноценной художественной школы, но очень хочется получить в свое распоряжение такой мощный инструмент постижения композиции и красоты – добро пожаловать на курс «Композиция» и «Фотохудожник», где главное чем мы занимаемся – это получаем инструменты для дальнейшего развития. В том числе и рисовательные техники, пригодные для любого уровня. Поскольку суть не в том чтобы рисовать красиво, а в том чтобы рисовать «познавательно», то овладев правильными техниками это может, как показывает практика, абсолютно каждый, даже те, кому в детстве медведь отдавил не только уши но и руки с глазами.

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art
Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора.
Курс по композиции: https://www.malevin.art/events/kurs-khudozhestvennaya-kompozitsiya-dlya-fotografov
Школа фотографии: http://malevin.art/shkola
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok
Бесплатный сервис "Foto_kritik": https://www.instagram.com/foto_kritik/?hl=pa напишите "Покритикуй @foto_kritik" под любой своей фотографией в вашем аккаунте инстаграмма и вы получите конструктивную критику.⠀
Tags: #Владимир_Малевин, #Живопись, #Композиция, #Обработка, #Обучение, #Печать_фотографий, #Рисование, #Творческий_пинок, #Фотография, #Художник, #Цветоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments