Category:

Отличия художника от фотографа

Рубрика: Композиция   

В чем отличия процесса получения изображения с помощью художественных средств от фотографических? Внешне – во всем. Но если брать саму суть, то дело в малом. Фотография копирует реальность, а художник - нет. Картина – это не копия реальности, это новая реальность. Рисуя пейзаж, при желании художник может убрать не понравившиеся деревья или "высадить" новые. Но самое главное отличие художественного изображения от фотографического — художник тонко управляет контрастами и пятнами, создавая новую композицию на основе имеющейся. 

Пока не забыл, сразу еще заметки по сходной теме:

https://vladimirmalevin.livejournal.com/13048.html

https://vladimirmalevin.livejournal.com/2110.html

http://vladimirmalevin.livejournal.com/9861.html


Сравните фотографию и сделанный в то же время с той же точки набросок карандашом. 

Вроде по сути все то же – три сосны с корнями справа, три слева. Темная нависающая ветвь и какое-то обрамление растительностью. Но ключевое отличие наброска заключается в том, что в нем я, управляя тоном, менял контрасты и тона пятен таким образом, чтобы получить более гармоничную архитектоническую структуру работы. Не доводя работу до реализма, оставив ее в стиле даже «мультяшного» карандашного этюда я выявил из хаоса жизни те ритмы и пятна, которые смотрелись наиболее выигрышно и проигнорировал невыгодные мне решения. 

Особенно разницу видно при увеличении

Фотоаппарат честно взял все. Нет, обманываю. Техника съемки «пикториализм» и верный выбор экспозиции уже сделали многое, в противном случае снимок выглядел бы совсем протокольно и безжизненно. 

Давайте посмотрим на композиционные решения обоих работ более внимательно.

Основная композиционная структура сюжета – это два темных ритма на светлом фоне, разнесенных в левую и правую части изображения, объединяемых ветвью.

Но если в фотографии задний план мешает четкому разнесению противостоящих друг другу групп деревьев, то в рисунке это очевидно.

Если в фотографии неясно из тональной структуры что же важнее – ветвь или деревья, поскольку они сливаются, то в рисунке четко понятно, что ветвь на переднем плане, а деревья на заднем. Это работа тона. У фотографа в арсенале для подобного разделения планов есть только туман. И если бы у нас был туман, то вышло бы примерно так:

Гораздо интереснее, не правда ли. Но туман нужно еще застать, да еще с таким ярким солнцем… Практически нереально, поскольку яркое солнце растапливает туман моментально. Кроме того, в такой трактовке из двух противостоящих по композиции типа "весы" друг другу групп ритмов правый оказывается главнее и уже он с ветвью образует ядро композиции, остальное же остается фоном

А это немного другая история.

В фотографии структура ветви непонятна, не имеет четкого гештальта. 

В рисунке это очевидная форма, имеющая S изгиб

Подлесок в фотографии не имеет формы. Это грязь и муть. Это он на схеме получился еще внятным, а на самой фото.. ну вы поняли. 

В рисунке подлесок четко обозначен по контуру.

Лапы елки между деревьями слева на фотографии вообще не узнаваемы. На рисунке эта елка хоть и не бросается в глаза, ее место – роль третьего плана, но при желании можно рассмотреть игольчатую структуру.

Корни на фотографии гораздо менее отчетливы а также не разделены между собой. На рисунке ясно видно даже травинки в темноте под корнями.

Ритмы ветвей сплетаются в какофонию на фото. 

Ритмы ветвей на рисунке соподчинены и гармонизированы. 

Ритмы ветвей на фото так же сильно активны как и деревья, как и ветвь на переднем плане, как и листва и подлесок. Ритмы ветвей на рисунке имеют свою громкость звучания, соответствующую их роли. Пятнадцатая скрипка не пытается солировать во время концерта. На фотографии же даже несчастный музыкант с треугольником и бубном мнит себя звездой и лупит что есть мочи в надежде быть услышанным.

И так далее. Все что может фотограф — это перемещаться в пространстве в поисках новых пятен и объектов, убирая неподходящие. Но такие перемещения могут ни к чему не привести. И тогда фотограф вынужден искать новую точку съемки. Художник же может сконцентрироваться на главной впечатлившей его идее а нюансы композиции подогнать под себя или сочинить новые. 

Исследователи из National Geographic даже выезжали специально по местам где рисовали Сезанн и Ван Гог для того, чтобы увидеть насколько они соответствуют написанному на картинах. И потом делились впечатлениями о том какое дерево кто куда пересадил, какая дорога поменяла направление и так далее. Когда я впервые лет пятнадцать назад услышал это (точнее увидел в передаче от NG) я конечно поразился. Мне тогда казалось что художник — это человек, который умеет точно передать реальность и я никак не мог предполагать что художник может пересаживать деревья. Думаю, это чувство близко многим людям, которые не брали в руки кисть и карандаш. Иначе не ходил бы древний анекдот про Шишкина, о том что когда ему не нравилась какая-то ветка он просто шел и спиливал ее и после продолжал писать картину. Конечно это не так и картины Шишкин писал и вовсе по фантазии. Только этюды и наброски делаются с натуры, да и то в них можно все что угодно.

Фотографам в этом плане повезло гораздо меньше. Но зато результат почти мгновенный. Платить за это приходится постоянными перемещениями в пространстве в поисках композиции. И то, настоящая работа над композицией начинается только при условии что первые этапы задачи – приехать в правильное место в правильное время, выбрать сюжет, после чего решить проблему компоновки изображения уже решены. 

Минутка рекламы. Если вам интересно, как привнести все плюсы работы художественным способом в ваши фотографии, то добро пожаловать на курсы, которые создавались как раз для того, чтобы научить фотографов художественным основам мышления и привнесения достоинств художественного изображения в фотографии.

Это:

  • Курс по композиции
  • Художественной обработке фотографий:
  • И курс «Фотохудожник», суммирующий все знания о композиции и обработке и приводящий всю знания и навыки в единую работающую систему.

Подробнее здесь: https://www.malevin.art/obuchenie


  

Copyright © Владимир Малевин. http://www.malevin.art 

Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора. 

Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082

Фото-туры: http://photo-tur.ru/

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok




Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.