vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Categories:

Мифы и правда о турбулентности Ван Гога

Рубрика: Композиция

Сегодня поговорим о мифах и реальности в оценке великих произведений искусства. В частности, меня в свое время очень сильно впечатлила информация о том, что в работах Ван Гога содержится строгая математика. Я, как апологет математичности красоты (а что еще делать когда ты не Моцарт, как поверять алгеброй гармонию) очень обрадовался этому открытию да так, что побежал его рассказывать всем на каждом курсе по композиции.

Теперь мне остается, как поросенку Фунтику, принести извинения перед 15 мальчиками 13 девочками и одним очень добрым старичком, которым я с воодушевлением продал почем брал. Оправданием может служить то, что мопед был не мой и что я больше не обманщик, но все это требует кое-каких пояснений.

Итак, началось все с того, что я узнал, что ученый Хосе Луис Арагон, физик из Национального Автономного университета Мехико обнаружил, что направление мазков и ориентация пятен на некоторых полотнах Ван Гога с поразительной точностью соответствует математическому распределению вихревых потоков в жидкостях и газах. А именно, модель турбулентного потока, описанная русским ученым Андреем Колмогоровым в 1941 году.



«Физики предположили, что некоторые его работы являются необыкновенно точными изображениями математических моделей турбулентности, феномена, из-за которого трясет самолеты, образуются облака и потоки океанических течений. Это можно увидеть на трех его полотнах

«Звездная ночь»:


«Стая ворон над хлебным полем»


«Дорога с кипарисами и звездой»


Вообще-то не только на этих трех, у него есть и еще подобные работы. Но сейчас не об этом, может это трудности перевода суровыми и беспощадными российскими переводчиками, или интепретаторами исследований, с легкой руки которых вдруг оказалось, что синий и желтый цвета оказываются имеют одинаковую яркость при разном цвете и на этом построен удивительный эффект свечения картины "звездная ночь" изнутри и эффект движения света (См. видеофрагмент с 1:30).





Или еще более конесферический вакуумный выверт.
См. 3:50 и далее: "Ученые оцифровали картины и измерили яркость пикселей. Путем измерения кривых на стыках пикселей они обнаружили ... что картины похожи на турбулентные потоки." Феерически. Все это снабжено убедительными анимированными картинками с мозгом и схемами пятен и не вызывает когнитивного диссонанса у обывателя, позволяя добиться удивительного доверия к любой ахинее.

На самом деле вся эта похожесть на турбулентность - это достаточно интересно и порядочному ученому на этом бы и остановиться. Однако дальше начинается самое интересное.

«Ученые посчитали, что во время своих видений Ван Гог мог увидеть, как функционирует турбулентность».

По человечески это понятно, находить необъяснимому сверхъестественные причины, правда странно это слышать от ученых. Одно дело, когда первобытный человек, наблюдая перемещение солнца по небосводу вынужден был, за неимением лучшего, воображать себе антропоморфного бога Гелиоса в своей колеснице. Одно дело, когда лихие московские бизнесмены называют сервис такси «Фаэтон» (слоган должен был быть «Осторожно, не наеб…ись или «Эх прокачу» или «Впервые за рулем»). Но мужики-то не знают*… Кстати дарю идею конкурирующей фирме - такси «Харон», и Фаэтон отдыхает. Слоган «за пару монет», «переправим куда надо», «Не Фаэтон, не наеб…ся».



И совсем другое дело - ученые. Среди которых есть и настоящие британские (без шуток – Арагон хоть и горячий мексиканец, но упоминается в сотрудничестве с физиками и математиками из Испании и Оксфорда).


Начнем с того, что совсем не нужно выходить в астрал, попадать в будущее или сновидеть математические таблицы из коллективного бессознательного для того, чтобы увидеть «математически точные» явления турбуленции – достаточно наблюдать за течением воды в ручьях или поведением дыма. Ван Гог как художник не мог этого не делать, наблюдение за природой – это ежедневная работа как начинающего так и опытного художника. Кроме того, «математическая точность» вовсе не удивительна, поскольку математика в приложении ее к физическим законам очень гармонична, а гармония, ее наблюдение и умение воспроизводить – основное свойство человеческой психики. К примеру, как следует из эксперимента Фехнера подавляющее большинство (если быть точным – около 40 процентов с учетом нормального распределения всей массы испытуемых) выбирали прямоугольник с золотыми пропорциями.

Одним из аргументов является то, что мол в начале 20 века еще не было развитой авиации и о турбулентности не знали. В мультике также нагнетают драматизма, рассказывая о том, что Колмогоров только через 60 лет разработал эту теорию. Однако ученый Рейнольдс (по имени которого назван один из параметров расчета турбулентности) еще в 1883 г. показал существование двух различных режимов движения жидкости — ламинарного и турбулентного — и собственно нашёл этот параметр — число Рейнольдса. Таким образом ничто не мешало Ван Гогу и лично ознакомится с научными трудами по этой теме и применить их в своих картинах.


Ученые не успокоились на этом и пошли дальше в своих предположениях: «Очевидно, что Ван Гог утратил способность изображать турбулентность после того, как лечился от психоза. Ему прописали бромид калия после того, как он, будучи в больнице, повредил ухо. В этот период, который сам Ван Гог назвал «абсолютным покоем», его работы ничем не напоминают о шкале Колмогорова». Тут нечего возразить кроме следующей логической конструкции «Курица снесла последнее яйцо 25 мая. 27-го ее зарубили. Совершенно очевидно что, находясь под влиянием шока от ставшего ей телепатически известным предстоящего события курица лишилась дара нести яйца». Против логики не попрешь.

В общем человек довольно-таки забавен в своих попытках найти сакральное, сверъестественное и непознанное. НЛО и Лохнесское чудовище конечно хорошо, но ведь и засмеять могут, а вот списать наличие гармоничных форм на картине художника на ясновидение магию и телепатию – вот это самое то, тем более что почти сразу после написания трех вышеупомянутых картин художник и вовсе умер, но это как бы упоминать незачем… Нет, лучше пусть все будет жутко загадочным и умопомрачительно научнообоснованным.

В одной из следующих публикаций я расскажу о том, что действительно интересного я обнаружил в этих турбулентных вихрях.

*Фаэтон (др.-греч. Φαέθων, «блистающий», также Фаэфонт) — в древнегреческой мифологии — сын Гелиос и Климены; либо сын Климена (сына Гелиоса) и плеяды Меропы.
Выпросил у своего отца Гелиоса позволение править солнечной колесницей, но его упряжка погубила его: кони неумелого возницы отклонились от правильного направления и приблизились к земле, отчего та загорелась. Гея взмолилась к Зевсу, и тот ... чтобы потушить пожар, пустил потоки (см. Всемирный потоп), и все смертные погибли, кроме Девкалиона и Пирры.

Copyright © Владимир Малевин
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Tags: #Владимир_Малевин, #Композиция, #Обучение, #Фотография, #Художник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments