Утро в сосновом лесу: исследование внимания зрителя при рассмотрении картины

Рубрика: Композиция 

Продолжаю публикацию результатов экспериментов по отслеживанию движения зрачка глаза. 

Подробнее о системе: https://vladimirmalevin.livejournal.com/2888.html

Другие эксперименты: 

https://vladimirmalevin.livejournal.com/4840.html

https://vladimirmalevin.livejournal.com/5969.html

Сегодня всем известная картина Шишкина. Половина опрошенных даже вспоминают ее название – «Мишка косолапый» :)

Итак, что мы видим? 

Из понятного и предсказуемого: 

  • концентрация      внимания на крупной группе медведей. 
  • Распределение внимания поровну между      второстепенными объектами
  • Концентрация      на темных участках . Взгляду свойственно пытаться разглядеть что там, в      темноте норы, не притаился ли хищник (эволюционный встроенный генный      механизм)
  • Сосна      на свету (центральная) получила более детальный «обход» зрачком. Несмотря      на то что тепловая карта показывает одинаковый бледно-синий у этой сосны и      у ближней темной (сосна которая левее и толще), регистрация точками      положений зрачка показывает, что освещенный и более детализированный      объект конечно же был более интересен и был рассмотрен хоть и не долго, но      более подробно

Из непонятного: 

  1. Почему      максимальная концентрация внимания в центре группы?
  2. Почему      обделен вниманием левый медвежонок?
  3. Что      такого интересного внизу в центре? Ни темноты там нет ни объекта, однако      достаточно много внимания (на уровне с темнотами по периметру) уделено      этому участку
  4. Почему      большая концентрация на средней группе ветвей правого дерева? Верхние ветви      так же контрастны

Гипотезы относительно непонятного

  1. Есть      предположение, что при рассмотрении группы объектов, расположенных ближе      некоего порогового значения по угловому расстоянию рассматривание      происходит с помощью не перемещения зрачка, а перемещения внимания. Как      известно, перемещение зрачка происходит далеко не всякий раз когда зритель      рассматривает новое место на изображении, некоторые такие перемещения      внимания происходят без перемещения зрачка. Таким образом, при      рассматривании группы, зритель выбирает энергетически самую выгодную точку      для фиксации зрачка (центр масс группы) и досматривает периферию группы с      помощью перемещения внимания
  2. Левый      медвежонок обделен вниманием частично по причине выше, а частично из за      особенностей восприятия испытуемого. Более подробные выводы можно было бы      сделать, если бы для этого изображения проводилось исследование группы
  3. Нет      догадок
  4. Нижняя      группа веток находится ближе к энергетически и эстетически предпочитаемому      положению – трети изображения по высоте. Положения у края изображения      некомфортны для зрителя

Интересна композиция центров внимания. Она образует собой подкову с центром. Или вилку. Композицию центров внимания интересно оценивать потому, что в отличие от композиции картины она представляет собой ту композиционную часть картины, которая действительно имела интерес для зрителя. Т.е. художник, создавая композицию планирует что внимание зрителя будет следовать его задуманным композиционным центрам, а внимание зрителя следует не по всем центрам и иногда вовсе не по тем, которые предполагались художником. Из этой разницы можно делать интересные выводы о конструируемой и реальной воспринимаемой композиции.


  

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора. 

Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082

Фото-туры: http://photo-tur.ru/

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.