vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Образ в фотографии

Рубрика: Теория искусства

На моих занятиях на курсах «композиция» и «фотохудожник» я часто слышу вопросы подобного рода «как снять красивую фотографию», «почему я снимаю, применяю правила третей и другие законы композиции а все равно не получается хорошо», «как добиться художественности», «почему мои фотографии такие унылые» и т.п.

Ответ на этот вопрос многосложен. Начинается он с того, что мало знать правила и законы композиции, нужно еще уметь их применять, а это отдельное искусство, как и искусство видеть, которым сегодня практически не обучают.

Помимо знания и следующего за ним видения необходимо иметь наработанные навыки «взвешивания» объектов реального мира с целью определения, какие из них будут работать в рамках выбранного композиционного закона а какие нет.

Но и это еще не все. Многое лежит на стыке и за гранью пластического построения изображения, хотя оперирует последним.

Сегодня я хотел бы кратко рассказать об одном из главных таких моментов – понятии «образ».

В статье «Что такое искусство» http://vladimirmalevin.livejournal.com/266.html
я затронул тему образа, провозгласив его наличие главным критерием художественного произведения и отнесения его к области искусства а не дилетантского творчества.

Давайте разберемся, что же такое образ. Исследуя эту тему я накопил достаточно много материала, но сегодня хотелось бы быть кратким и обойтись без доказательной базы. Итак, в аксиоматичной форме.
Образ – это некое собирательное понятие, упрощающее и одновременно усложняющее абстрагирующее явление до более высокой категории родовых признаков в иерархии.

Например есть цепочка в иерархии абстракций по убыванию степени абстрактности:
Животное-хищник-семейство_псовых-волк-волк_самец_ по_кличке_"шарик"_из_зоопарка

Изобразить конкретного самца просто – сфотографировали его и все.
Изобразить абстрактно волка – это уже значит изобразить признаки всех волков вместе. Т.е. нужно уже отобразить характер этого хищника, его основные черты, его грубо архетип, его восприятие со всеми присущими атрибутами и стереотипами (например лиса хитрая, и сделать образ лисы значит не просто облезлую лису сфоткать, а сделать так чтобы она выглядела хитро). А у волка атрибуты – ночь, блеск в глазах, беспощадность, благородство.





Соответственно, любой волк снятый днем проиграет по образности волку снятому ночью, днем образ будет менее силен. Еще образ волка не сложится без блеска в глазах, оскала (беспощадность). благородной гордой осанки (не такой как у грустного Шарика из зоопарка, верно?)


Вот и получается чтобы перейти на один уровень абстракции вверх, нужно преодолеть кучу сложностей.

Идем дальше. Допустим, нам нужно создать образ «семейство псовых». Тут уже потребуется избежать узнаваемости конкретно волка и шакала. Это сделать средствами фотографии уже очень сложно (потребуется больше скрыть чем показать, вот она, основа и ключ к образу), а вот живопись может изобразить абстрактную хищную собаку.

Дальше хищник. Здесь уже нужно избежать сходства со всеми известными хищниками и собрать все их характеристики в одном образе. Эта задача часто решается фентезийными художниками, в фильмах например. Вспомним фильм хищник. Маленькие глаза, большая голова, что-то от льва, что-то от змеи и т.д., вобщем зачет, справились хорошо.




Ну и животное. Это уже невообразимо сложно. Даже не буду фантазировать, хотя Лавкрафт приблизился к такой степени абстракции со своим Ктулху, чем и испугал гораздо сильней чем мог бы нарисовав дьявола с пламенем изо рта.

А теперь представьте задачу еще сложнее. С животным мы уже как бы спасовали (хотя можно живописными средствами). А теперь еще более высокий уровень абстракции - изобразите ярость. Или благоразумие.

Скажете нереально? А прикиньте, классическая живопись эту задачу решала веками. Аллегории это - язык живописи ренессанса и кучи других течений.

Аллегория благоразумия, Тициан.



Аллегория медицины, Климт.



Вывод для фотографов и художников: любое изображение станет искусством только после наличия в нем образа, а образ – это высокий уровень абстракции и приближение к родовым характеристикам класса.

Многие ошибочно полагают, что образ – понятие применимое только к человеку и его внешнему виду. Образ это сложное явление, образом может обладать к примеру уголок природы и тогда фотография хороша



Тот же самый уголок природы при ином ракурсе, свете и т.п. может и не иметь образа, хотя вроде бы все то же самое. И тогда это просто документальная фотка



Образ может быть проявлен в изображении животного, как случилось в одном из наших фототуров, когда мне удалось снять нашего любимого Ландыша так, как не удавалось за десятки выездов до этого



Ведь это уже не просто конкретный конь Ландыш породы «Орловский рысак», это аллегория, это гимн скорости и белоснежности животного. Ноги исчезли в подлеске от скорости движения копыт и веток подлеска (съемка с проводкой). Метель и снег лежащий на ветках, характерная текстура окраса Ландыша смешались в единую фактуру, создав целостность восприятия. Изчезнувшие ноги и синий свет, заливающий сцену создали мистическое настроение и коннотации. Можно фантазировать и представлять себе коня – призрака.

И вот тот же самый конь, в том же месте в тот же час, но лишенный необходимых критериев образности


Образ конечно же важен при съемке портрета. Один и тот же человек, снятый в одном и том же месте на ту же оптику, в одно время выглядит в одном случае простым и знакомым, документальным



а в другом случае – таинственным, чарующим, иными словами – образным.



Как же добиться образности и художественности? Как учесть все эти нюансы образности в конкретной фотосъемке? Это комплексная задача. Как дипломированный педагог я могу точно сказать – эта задача не решается поглощением информации. Она сводится к тому, чтобы вырастить в своем мозге новые структуры и решается она либо многодесятилетним опытом, либо поставленной дидактической системой тренингом. Но об этом – в следующей статье.



Copyright © Владимир Малевин
Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082
Фото-туры: http://photo-tur.ru/
Tags: #Владимир_Малевин, #Композиция, #Обучение, #Фотография, #Художник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments