Category:

Композиция и… шахматы?

 Рубрика: Композиция 

Все помнят замечательную сцену из «12 стульев», васюкинский сеанс одновременной игры:

Остап скользнул взглядом по шеренгам "черных", которые окружали его
со всех сторон, по закрытой двери и неустрашимо принялся за работу. Он
подошел к одноглазому, сидевшему за первой доской, и передвинул коро-
левскую пешку с клетки е2 на клетку е4.

Одноглазый сейчас же схватил свои уши руками и стал напряженно ду-
мать. По рядам любителей прошелестело:

- Гроссмейстер сыграл е2 - е4.

 Остап не баловал своих противников разнообразием дебютов. На ос-
тальных двадцати девяти досках он проделал ту же операцию: перетащил ко-
ролевскую пешку с е2 на е4. Один за другим любители хватались за волосы
и погружались в лихорадочные рассуждения, освежая в памяти сложные варианты, при помощи которых надеялись сдаться гроссмейстеру хотя бы после 22 хода.

На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать ис-
панских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и устарев-
шую, но довольно верную защиту Филидора. Если б Остап узнал, что он иг-
рает такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он
крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы
второй раз в жизни.

Гром среди ясного неба раздался через пять минут.
- Мат! - пролепетал насмерть перепуганный брюнет. - Вам мат, товарищ
гроссмейстер!

В течение ближайших десяти минут гроссмейстер проиграл еще десять
партий.

… 

Остап проиграл подряд пятнадцать партий, а вскоре еще три.
Оставался один одноглазый. В начале партии он от страха наделал множест-
во ошибок и теперь с трудом вел игру к победному концу.

   

В шахматы я хоть и научился играть еще в 4 года, но за неимением человека, способного зажечь настоящую страсть к этой великой игре, отложил этот вопрос еще на 34 года. Периодические случайные партии конечно же не в счет – я имею в виду что шахматную теорию я никогда не изучал. И эта сцена из фильма всегда была для меня, помимо своей юмористической ее составляющей еще и каким-то священным напоминанием о глубине и непостижимости этой древней игры. 

Сумбурно попробую выразить свои ощущения, возникавшие не то в виде бессвязного потока мыслей, не то в виде неких призраков, эманаций идей в голове каждый раз при просмотре или прочтении этой сцены: 

1. Шахматы невероятно сложная игра

2. В нее могут играть только очень умные люди

3. Чтобы выигрывать необходимо иметь способность просчитать в голове множество комбинаций ходов всеми мыслимыми фигурами своими и противника. Чем больше вариантов – тем сильнее шахматист. Поскольку играя с детьми дело не кончалось далее прикидывания одного-двух ходов одной фигурой, то делался вывод о беспросветной тупости нас для этого дела и невозможности когда-либо играть достойно

4.  чтобы верно отвечать на ходы противника нужно знать все возможные защиты и атаки

5.  при совершении очередного хода противником задача шахматиста состоит в том, чтобы перебрать в голове наилучшие развития из сыгранных ранее и выбрать наилучшее продолжение

6.  васюкинский одноглазый любитель – невероятно серьезный шахматист, чуть не равный гроссмейстеру, ведь при первом же, таком простом ходе он начал перебирать в голове все возможные дебюты

7.  головоломки, публиковавшиеся в то время чуть не в каждой газете – это для самых эрудированных, полиглотически образованных лысых умных и непостижимых людей. Как то раз попытавшись подумать над одной из них и не найдя решения (возможно потому что на поиск было потрачено не более двадцати секунд, ну что еще может ребенок, у которого в поле ветер в попе дым) было сформировано именно такое мнение, после чего я взирал на последние странички газет и журналов с досками и замудреной нотацией со священным трепетом и ужасом даже не пробуя подступится к ним.

Каково же было мое удивление, когда сейчас, почему-то увлекшись шахматами снова и проиграв фактически с нуля три месяца уже по-серьезному, изучая теорию и выполняя упражнения, решая головоломки, дойдя до четвертого шахматного разряда, я снова вспомнил эту сцену. И вот что я могу сказать теперь, мало-мальски разбираясь в вопросе.

1. Шахматы – простая игра (но учится сложно как и любому другому делу, которое тяжело в ученьи но легко в бою)

2. В нее могут играть и очень умные и очень глупые люди. И дети, у которых в голове только «пам парам парам опилки»

3. Когда у одного великого гроссмейстера спросили на сколько ходов вперед он думает, он ответил шокирующее: «ни на один». Это означает, что, как говорил и Каспаров и другие шахматситы:  "Главное в шахматах не то, на сколько ходов вперед ты думаешь, а насколько хорошо ты анализируешь текущую ситуацию”.. А ходы вперед считать – дело машины. Хотя есть люди, они как машины. См. постскриптум «шахматы в слепую»

4. Чтобы верно отвечать на ходы противника нужно просто много играть. Конечно изучая ходы защиты и атаки. Но в момент игры их помнить не обязательно. И это доказывают шахматы типа «пуля», т.е. когда на всю игру у каждого соперника ровно по минуте. Думать в таком темпе попросту нереально, но игра идет и мозг принимает верные решения (если когда-то их отработал) и, как показывает практика, восьмилетний ребенок без каких либо знаний и не увлекающийся игрой в шахматы способен обыграть взрослых увлекающихся шахматистов, принимая более верные решения и совершая меньше ошибок просто потому что эти варианты были отработаны с наставником в процессе игры ранее (проверено)

5. Перебрать в голове партии и дебюты? Ни один шахматист этим не занимается. На это просто нет времени. Все изученные дебюты и варианты нападений и уходов просто лежат в недрах головы и просто помогают сделать хороший ход. Но их никто не вспоминает.

6. Васюкинский одноглазый любитель – невероятно плохой шахматист, который не смог бы продержаться даже с во второй раз в жизни игравшим в шахматы Бендером не только до пятой 15 минуты, как это ясно из книги, но проиграл бы в первые три. Просто потому что хвататься за голову от хода пешки и перебирать в голове варианты – это признак отсутствия какой-либо игровой практики при наличии большой теоретической базы и отличной памяти. Это условный, умозрительный случай, применный авторами для комичности слога, такого шахматиста не может существовать в природе.

7. Головоломки в  большинстве своем не просто решаемы но и просты


Так вот, к чему это я. Приступая изучать композицию у человека в голове множество неверных установок, мифов таких же глупых и тормозящих развитие как я описал на примере изучения игры в шахматы.

За многолетнюю практику преподавания предмета я услышал или почувствовал множество таких установок. 


Звучат они примерно так:

  1. Я узнаю приемы и      начну строить композицию
  2. Хорошую композицию      можно сделать только когда ты, в момент когда необходимо нажать на кнопку,      проанализируешь реальность и выберешь из нее наиболее классные сочетания      объектов, соответствующие неким правилам, критериям или готовым шаблонам      композиционного построения
  3. Композиция это очень сложно и мозг будет кипеть в      момент ее создания
  4. Композиция на      художественных картинах – это нечто не постижимое
  5. Композиция у великих      фотографов на их великих фотографиях была найдена ими в момент съемки      путем отбора ее из хаоса реальности
  6. Композиция настолько      тонка, что ни убавить ни прибавить из хорошей композиции нельзя
  7. Мне      вообще не нужна теория композиции, я буду просто много снимать и научусь      сам. В пленочные времена бытовал миф: снимай по пленке в день и через год      ты станешь великим фотографом :) Проверено – нет :)

Этих мифовирусов гораздо больше, они разнообразнее и изощреннее. Некоторые даже не вербализуемы. Но вот что я хочу вам сказать. Выкиньте все из головы и просто начните учить теорию композиции под руководством человека, способного вас к этому зажечь. И да, не забывайте параллельно «играть» в композицию, а не только учить теорию, иначе с вас можно будет только списать гротескный не существующий, невозможный, юмористический одноглазый персонаж :)

PS Хозяйке на заметку (По материалам https://www.factroom.ru/facts/20867)

Многие люди считают, что шахматы — игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения.

Шахматы вслепую — это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.

PPS

Кстати, композиция связана с шахматами и более напрямую. Дело в том, что шахматная клетка — отличный тренажер макрокомпозиционной структуруы. Но об этом в следующих заметках.

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора. 

Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082

Фото-туры: http://photo-tur.ru/

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.