Последние несколько лет помимо основной фотографической и преподавательской деятельности я занимаюсь исследованием композиции в частности и красоты вообще, хотя, как я всегда отмечаю эти феномены не всегда пересекаются – местами они параллельны, зачастую означают одно и то же, а местами и вовсе перпендикулярны. Накопилось уже достаточно много материала, который я очень надеюсь скоро начать публиковать, но пока времени на его причесывание очень не хватает в связи с обучением в суриковском и выходом наконец-то на диплом. Но одним из открытий хотелось бы поделиться прямо сейчас, потому что очень уж оно красивое. К тому же подумалось, что вдруг это поможет моему хорошему знакомому, исследователю Дмитрию Вейзе в его исследованиях паттернов, которые он ведет уже много лет в серьезном научном ключе. В отличие, к сожалению, от меня, - я пока не имею возможности облечь свои изыскания в строгую научную форму, но очень надеюсь что когда нибудь это случится.
Так вот, последние несколько месяцев я очень пристальное внимание уделяю изучению математики цвета: соотношениям родственных цветов, количественным возможностям введения противоположного цвета в основной тон, порогам появления эффекта симультанного контраста и т.п. И в одном из исследований, когда я как раз пытался выяснить силу симультанных эффектов в зависимости от спектрального главного тона объекта и размера мазка, используя для этой цели разбиение плоскости на полигоны по математическим алгоритмам, вдруг обнаружилось не связанное с цветом явление, заслуживающее внимания.
Дело в том, что при динамическом изменении цвета я взнезапно обнаружил, что исследуемая плоскость (первое фото, зеленый многоугольник без красных линий), разбитая, подчеркну, на случайно расположенные в пространстве многоугольники, визуально ведет себя как организованная структура. Это выглядит очевидным и без динамики когда знаешь об этом эффекте, но до тех пор пока я не стал менять цвет фигуры в реальном времени я этого попросту не замечал. Алгоритм разбиения плоскости на многоугольники я писал сам на языке Pascal, поэтому могу гарантировать – многоугольники располагаются абсолютно хаотично в двухмерном пространстве используя random генератор. Единственное что не случайно – это принцип формирования граней многоугольников. А именно, каждая грань располагается таким образом, чтобы точка оказалась ближе к наибольшему количеству вершин многоугольника. Таким образом к одному многоугольнику достраивается второй, потом третий и т.д. Еще раз подчеркну – положение многоугольников случайно как и углы граней и размеры многоугольников.
Самое интересное, что в результате получаются видимые невооруженным глазом крупные структурные мета-единицы, отсутствующие в любом хаосе (по сути хаос это и есть полное отсутствие мета структур, поскольку упорядоченность мельчайших элементов редко когда встречается в чистом виде, ну разве что структура кристаллической решетки например). Иными словами, рассыпьте случайно на полу макароны и вы не увидите никаких объединяющих отдельные группы макаронин линий. Это будет чистый хаос. Единственный элемент упорядоченности будет вносить единый размер макаронин. А в рассматриваемом случае они появляются и что интересно, представляют собой фигуры, достаточно строгие математически – круги и спирали.
Прорисовка объединяющих линий показывает (следущие картинки с розовыми линиями), что совершенно четко имеются как концентрические окружности, так и завитушки и другие образования. Имеются очень часто как бы «дублирования» линий – когда одна линия дублируется второй на некотором расстоянии и с чуть большим изгибом (классический прием художника, который хочет разнообразить излишне скучную линию – см. наброски Г. Климта к примеру). Как это видно на розовых линиях.
Как я уже сказал самое удивительнее в том, что ведь алгоритм работает вовсе не по принципу построения крупных мета-фигур и потом объединения их с созданием более мелкой структуры полигонов. Как это может показаться при рассматривании. Нет, алгоритм строит каждый элемент просто вокруг набора случайных точек. Как же в результате может быть чтобы из этого хаоса появлялись интерференции реальных кругов и спиралей? Видимо сам алгоритм помещения точки ближе к нескольким вершинам сам по себе есть следствие математики более простой и более высокоуровневой – следствие простого сложения окружностей и других простых кривых. Это как, к примеру, представьте себе жителей абстрактного, иного, мира, которые не открыли синусоиду но уже открыли всю высшую математику и, наблюдая сложные аудио волны, нашли возможность описывать их построение сложными формулами, в результате которых получаются фигуры, похожие на суперпозицию (волна 3 на картинке с суперпозицией волн). Их формулы строят нечто похожее на суперпозицию волн, но догадаться о том что на самом деле это результат сложения двух простых синусоид ученые этого выдуманного мира пока не могут.
Все это очень любопытно и напоминает нам о теории струн, согласно которой все пространство-время и материя являются проекциями структур высшего порядка – космических струн.
Какие мы можем из этого сделать выводы? Еще раз мы подтвердили что красота математична. Законы в композиции есть. Если мы их не видим – это означает что мы просто не поняли еще куда смотреть, как жители того абстрактного мира которые поражаются красоте сложной интерференционной волны но не понимают пока что по сути это простые и не очень то красивые колебания синусоидального характера, взаимодействующие по сложным законам. Измерить алгеброй гармонию можно. Архитектоника, о которой мы так много говорим на моем курсе по копмозиции – есть следствие глубоких, невидимых законов и наша задача найти способы привнесения в наши композиции именно этого, скрытого слоя красоты.
Кстати до начала курса по композиции осталось всего ничего, приглашаю всех искателей красоты! Подробнее здесь: http://photo-tur.ru/?page_id=3082





Copyright © Владимир Малевин