vladimirmalevin (vladimirmalevin) wrote,
vladimirmalevin
vladimirmalevin

Интерференции красоты

Рубрика: Композиция
Последние несколько лет помимо основной фотографической и преподавательской деятельности я занимаюсь исследованием композиции в частности и красоты вообще, хотя, как я всегда отмечаю эти феномены не всегда пересекаются – местами они параллельны, зачастую означают одно и то же, а местами и вовсе перпендикулярны. Накопилось уже достаточно много материала, который я очень надеюсь скоро начать публиковать, но пока времени на его причесывание очень не хватает в связи с обучением в суриковском и выходом наконец-то на диплом. Но одним из открытий хотелось бы поделиться прямо сейчас, потому что очень уж оно красивое. К тому же подумалось, что вдруг это поможет моему хорошему знакомому, исследователю Дмитрию Вейзе в его исследованиях паттернов, которые он ведет уже много лет в серьезном научном ключе. В отличие, к сожалению, от меня, - я пока не имею возможности облечь свои изыскания в строгую научную форму, но очень надеюсь что когда нибудь это случится.

Так вот, последние несколько месяцев я очень пристальное внимание уделяю изучению математики цвета: соотношениям родственных цветов, количественным возможностям введения противоположного цвета в основной тон, порогам появления эффекта симультанного контраста и т.п. И в одном из исследований, когда я как раз пытался выяснить силу симультанных эффектов в зависимости от спектрального главного тона объекта и размера мазка, используя для этой цели разбиение плоскости на полигоны по математическим алгоритмам, вдруг обнаружилось не связанное с цветом явление, заслуживающее внимания.

Дело в том, что при динамическом изменении цвета я взнезапно обнаружил, что исследуемая плоскость (первое фото, зеленый многоугольник без красных линий), разбитая, подчеркну, на случайно расположенные в пространстве многоугольники, визуально ведет себя как организованная структура. Это выглядит очевидным и без динамики когда знаешь об этом эффекте, но до тех пор пока я не стал менять цвет фигуры в реальном времени я этого попросту не замечал. Алгоритм разбиения плоскости на многоугольники я писал сам на языке Pascal, поэтому могу гарантировать – многоугольники располагаются абсолютно хаотично в двухмерном пространстве используя random генератор. Единственное что не случайно – это принцип формирования граней многоугольников. А именно, каждая грань располагается таким образом, чтобы точка оказалась ближе к наибольшему количеству вершин многоугольника. Таким образом к одному многоугольнику достраивается второй, потом третий и т.д. Еще раз подчеркну – положение многоугольников случайно как и углы граней и размеры многоугольников.

Самое интересное, что в результате получаются видимые невооруженным глазом крупные структурные мета-единицы, отсутствующие в любом хаосе (по сути хаос это и есть полное отсутствие мета структур, поскольку упорядоченность мельчайших элементов редко когда встречается в чистом виде, ну разве что структура кристаллической решетки например). Иными словами, рассыпьте случайно на полу макароны и вы не увидите никаких объединяющих отдельные группы макаронин линий. Это будет чистый хаос. Единственный элемент упорядоченности будет вносить единый размер макаронин. А в рассматриваемом случае они появляются и что интересно, представляют собой фигуры, достаточно строгие математически – круги и спирали.

Прорисовка объединяющих линий показывает (следущие картинки с розовыми линиями), что совершенно четко имеются как концентрические окружности, так и завитушки и другие образования. Имеются очень часто как бы «дублирования» линий – когда одна линия дублируется второй на некотором расстоянии и с чуть большим изгибом (классический прием художника, который хочет разнообразить излишне скучную линию – см. наброски Г. Климта к примеру). Как это видно на розовых линиях.

Как я уже сказал самое удивительнее в том, что ведь алгоритм работает вовсе не по принципу построения крупных мета-фигур и потом объединения их с созданием более мелкой структуры полигонов. Как это может показаться при рассматривании. Нет, алгоритм строит каждый элемент просто вокруг набора случайных точек. Как же в результате может быть чтобы из этого хаоса появлялись интерференции реальных кругов и спиралей? Видимо сам алгоритм помещения точки ближе к нескольким вершинам сам по себе есть следствие математики более простой и более высокоуровневой – следствие простого сложения окружностей и других простых кривых. Это как, к примеру, представьте себе жителей абстрактного, иного, мира, которые не открыли синусоиду но уже открыли всю высшую математику и, наблюдая сложные аудио волны, нашли возможность описывать их построение сложными формулами, в результате которых получаются фигуры, похожие на суперпозицию (волна 3 на картинке с суперпозицией волн). Их формулы строят нечто похожее на суперпозицию волн, но догадаться о том что на самом деле это результат сложения двух простых синусоид ученые этого выдуманного мира пока не могут.

Все это очень любопытно и напоминает нам о теории струн, согласно которой все пространство-время и материя являются проекциями структур высшего порядка – космических струн.
Какие мы можем из этого сделать выводы? Еще раз мы подтвердили что красота математична. Законы в композиции есть. Если мы их не видим – это означает что мы просто не поняли еще куда смотреть, как жители того абстрактного мира которые поражаются красоте сложной интерференционной волны но не понимают пока что по сути это простые и не очень то красивые колебания синусоидального характера, взаимодействующие по сложным законам. Измерить алгеброй гармонию можно. Архитектоника, о которой мы так много говорим на моем курсе по копмозиции – есть следствие глубоких, невидимых законов и наша задача найти способы привнесения в наши композиции именно этого, скрытого слоя красоты.

Кстати до начала курса по композиции осталось всего ничего, приглашаю всех искателей красоты! Подробнее здесь: http://photo-tur.ru/?page_id=3082







Copyright © Владимир Малевин
Tags: #Владимир_Малевин, #Композиция, #Обучение, #Фотография, #Художник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments