Разбор одной композиции

Рубрика: Композиция 

Снять фрагмент леса – тяжелое испытание для пейзажиста. Лес безусловно красив глазами, но глаз работает по-другому и что красиво для глаза далеко не всегда красиво как изображение. Тому есть множество психологических причин (частично вопрос затронут здесь) и работает все это и на съемке академического пейзажа, однако именно т.н. «камерный» пейзаж, фрагмент леса – это всегда хорошее упражнение. 

С блеском справляется с такими задачами Петр Сургучев. Природное видение позволяет ему выхватывать из хаоса жизни самостоятельные художественные произведения. 

Согласитесь, эти одухотворенные видением человека с художественным чувством композиции – совсем не то же самое что медийные вылизанные пейзажи с рассветозакатов из «крутых» мест. Я говорю о красивых, техничных, но  бездушных  фотографиях типа таких:

А Сургучев не боится даже неприглядных фотографий, с первого взгляда мусорных, непричесанных, как лохматая дворовая собака.

И они выходят хорошо, картинно.

Может показаться что только художественное образование дает способность видеть духовный, осмысленный пейзаж. Однако это не так. Когда я уже заканчивал эту статью, мне совершенно случайно прислал на разбор свою работу один из моих учеников, с которым мы уже два года занимаемся разными вопросами композиции и обработки фотографий.

Работа меня сразу понравилась своей мыслью. Несмотря на то, что в ней нет ничего из поражающего воображение, но сама структура ее строения, точность выбора кадрирования, волшебство видения прекрасного в обыкновенном (а ведь мы проезжаем мимо таких деревьев каждый день даже не обращая внимания) – «сделали» картинку. Да, такая работа не может занять призовое место в известном конкурсе, просто потому что конкурсы нацелены на поиск необычного. В фотографии вообще ценится все невиданное, доселе несфотографированное, необычное, поражающее. И поэтому пейзаж с причудливыми горами, но абсолютно бессмысленный и бездуховный всегда выигрывает у гораздо более тонких, чувственных работ. Но такая работа показывает настоящее, художественное видение красоты. Ну, разве что - горизонт завален ;) Автор работы – Юрий Кузнецов. 

Я тоже иногда выполняю подобные упражнения. Иногда получается не очень, а иногда даже хорошо. И вот всегда, когда хорошо – всегда изображение соответствует ряду композиционных принципов. Намеренно не использую слово «правило», поскольку, несмотря на то, что не считаю что «правил нет», наоборот, они есть и если мы не видим, значит там невидимые правила, но потому что это слово часто неверно трактуется и приносит множество проблем тем кто пытается решить проблемы композиции.

Одно из изображений, когда вышло вроде даже хорошо, я представляю вашему вниманию для того, чтобы обратить его на ряд особенностей, «сделавших» картинку. Для тех, кто ищет в вопросах композиции, полезным будет следующее упражнение: если картинка чем-то приглянулась, то попытайтесь сами понять что вам в ней понравилось и почему и только потом читайте дальше. Если же нет — значит у нас разные вкусы и странно что вы еще здесь :)

Во-первых, конечно же ритм. Он всегда украшает фотографию. При этом ритм не строгий, это именно ритм а не метр (последний часто называют ритмом из за чего также возникают проблемы с построением). Ритм здесь тройной. 

Найдите сами три ритма и затем читайте дальше. 

Итак, ритм 1: стволы, очевидно. Ритм 2 – тройка кустов, уже не все обращают внимание. И, скрытый, третьестепенный но не менее важный – ритм темных стволов.

Во-вторых, диагональ. Она не прямая и не не из угла в угол. Но не отметить восхождение светлого по кустам слева снизу вправо вверх невозможно.

В-третьих, силуэт. Трава и листья на границе большого темного и болього белого образуют красивый ажур.

В-четвертых, тьма и свет, делящие изображение примерно пополам, не лишены вкраплений противоположного тона. А это классика художественной композиции.

В-пятых, и это главная «фишка» картинки (картинки без «фишки» - это просто медиа контент, а художественное произведение должно иметь некую ключевую особенность, некое необычное состояние природы, тени, объектов или их отношений) – это большая тень. Складывается стойкое впечатление что слева за кадром огромный дом или сарай, который бросил сильную тень на левый куст. Это ощущение обсусловлено контекстом – фрагмент леса достаточно прозрачный, на картинке нет намека на то, что слева могут вдруг начинатся густые заросли, способные дать такую драматическую тень. И их там действительно нет. Там сосны еще реже. Кто был с нами в туре «Левитановский лес», тот помнит, что слева и вовсе свободное пространство. Как же так вышло? Честно говоря, это и есть самое удивительное, как парочка прозрачных сосен слева, не вошедших в кадр, умудрились дать такую плотную тень. 

К слову, это состояние длилось не более 20 минут, затем солнце сменило свое положение и уникальное сочетание прозрачных ветвей и стволов, обеспечившее плотное перекрытие, исчезло. Вообще это было похоже на то, как если бы вы попытались укрыться от солнца в жаркий день несколькими веточками и листья на этих веточках волшебным образом встали так, что каждая последующая ветвь своими листьями перекрывала бы точно дырочки между листьями предыдущей ветви и образовалась бы сплошная тень.

That's all, folks

  

Copyright © Владимир Малевин. Публикация текста, изображений и фрагментов только с разрешения автора. 

Курс по композиции: http://photo-tur.ru/?page_id=3082

Фото-туры: http://photo-tur.ru/

Группа «Творческий пинок»: https://vk.com/hudpinok

   

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.